Быстрая навигация по разделу:

Статьи для начинающих изучать ведическое знание

Развитие современной цивилизации наряду со множеством материальных удобств также породило и множество проблем. Возникает естественный вопрос: почему научно-технический прогресс не сопровождается прогрессом духовным?
Ритм нашей жизни очень напряженный. Мы едва успеваем реагировать на потребности тела. На духовное времени нет. Мы думаем, что духовность – для неудачников в жизненной гонке за успехом. Пусть слабаки философствуют на обочине жизни. Нам некогда. У нас срочные дела. Нам нужно одновременно быть в трех местах.
Искать счастье и стремиться к повышению качества жизни – естественно для каждого. В этой статье мы постараемся дать некоторую перспективу жизни души-сознания в рамках материи с точки зрения Вед.
Позитивные изменения в жизни начинаются с позитивных изменений в сознании. Сознание человека определяет его жизнедеятельность.
В этой статье мы продолжим рассматривать принцип служения, который является основным принципом, лежащим в основе всех взаимоотношений.
Термин “карма” стал очень популярным сейчас, и многие довольно свободно пользуются этим понятием, не имея должного образования. Но раз уж термин карма взят из Вед, значит и толкование он должен иметь ведическое, а не спекулятивное.
Своими действиями в прошлом человек формирует определенный менталитет (бытие определяет сознание), а этот нынешний менталитет становится основой будущей деятельности (сознание определяет бытие). Это и является базисом реинкарнации.
Иногда мы испытываем бессилие от неспособности изменить что-то в окружающей среде или ситуации. Это внутреннее бессилие и ощущение себя жертвой обстоятельств показывает наше непонимание связи своих поступков в прошлом и реакций на них в настоящем и будущем.
Вместо того чтобы тратить время и силы на борьбу с превосходящим противником и становиться мертвым героем, лучше быть живым победителем, сосредоточив свои усилия в круге своего влияния. Именно во внутреннем круге влияния находится наша свобода.
Веды рассматривают человека как соединение трех тел: души (вечная индивидуальность), тонкого тела (эго, разум, ум, психика) и физического тела. Каждое из этих тел нуждается в своей пище.
Все знают, что гигиена жизненно необходима, и мы не можем себе представить, как можно чем-то заниматься, не умывшись после сна. Но Аюр-веда рекомендует не просто умываться, а ежедневно совершать полное омовение тела по утрам.
Вопрос о феномене сознания, его происхождении и соотношении с материей столь же стар, как и сама философия. Однако такая проблема существует лишь на Западе.
Человеческая форма жизни обязывает нас отличаться от животных не только внешне, но и внутренне. Это значит, что люди должны выйти за пределы удовлетворения животных потребностей: питания, сна, совокупления и обороны.
Чтобы сознание постоянно пребывало на высшем духовном уровне, в котором оно наполнено естественной радостью и глубоким пониманием жизни, необходимо наполнять его чем-то духовным. Самый доступный духовный объект – это духовный звук – мантра.
Согласно ведическому летоисчислению, сейчас идет эпоха деградации (Кали-Юга). Естественно, что такое утверждение может вызвать недоумение у большинства людей, воспитанных на идее о том, что мы живем в век прогресса. Понять это противоречие нам поможет древняя мудрость Вед,
Мир един и не отделим от своего источника – Бога. Поэтому жизнь надо рассматривать в связи с Богом, а не в отрыве от Него. Именно сужение сознания человека есть основной фактор деградации, т. к. все остальные сегодняшние пороки вытекают из этого.
В этой статье мы коснемся пресловутого вопроса о происхождении мира. Учитывая, что современные научные теории в области космологии являются не более, чем гипотезами, которые не устраивают, кстати, многих ученых, рассмотрим справедливости ради альтернативный взгляд на этот вопрос.
Группа российских антропологов во главе с А. Беловым считает, что обезьяна произошла от человека, а не наоборот.
«Обезьяны – это остатки деградировавших людей прошлых цивилизаций…
Без сознательного вмешательства извне ничто само по себе улучшаться, т.е. эволюционировать, не будет. Скорее наоборот. Это простой наблюдаемый факт жизни. Если мы видим какой-то прогресс (эволюцию), то за этим всегда стоит направляющий разум.
Хотя реальность одна, неделима и включает в себя все многообразие бытия, каждый воспринимает лишь тот пласт реальности, который доступен его чувствам и сознанию.
Не секрет, что экологическая ситуация в мире стала ухудшаться в связи с научно-технической революцией и введением новых технологий.
До недавнего времени люди были убеждены в том, что научно-техническая революция откроет им врата в рай. Но, как стало ясно, наша планета постепенно превращается в ад. В этой статье описаны принципиальные пути выхода из экологического кризиса.
В 120 км к северу от Калькутты в Западной Бенгалии на берегу священной реки Ганги находится Духовный центр под названием Майапур. Он был основан в 1970 г . «Международным обществом сознания Кришны» для того, чтобы практически воплотить идеи Ведической философии и культуры.
Уникальность социальной модели Вед состоит в том, что во главу угла ставится коллективный духовный прогресс, который сейчас является уделом лишь одиночек.
Как у каждого тела есть голова, руки, живот и ноги, так и в каждом обществе для нормального функционирования есть классы интеллектуалов (голова), управленцев (руки), бизнесменов (живот) и рабочих (ноги)
Система четырех ашрамов (духовных укладов), помогала человеку ведического общества пройти путь от рождения до смерти и подготовиться к духовному будущему. В этой статье я более подробно остановлюсь на самом главном ашраме – семейном укладе, поскольку подавляющее число людей проводят в семье большую часть своей жизни.
Согласно Ведам, женщина должна выглядеть привлекательной для мужа и не выставлять себя особо на показ другим мужчинам. Иначе у мужа возникнет естественный вопрос: «Кому она хочет понравится?»
Почему люди, научившись во многом подчинять себе материю, не научились контролировать свои чувства? Почему, запуская ракеты в космос, мы не научились жить в мире друг с другом? Разве мирное сосуществование не является основой для всей остальной деятельности?
На практике мы видим, что появление большинства проблем современного человека по срокам подозрительно совпадает с началом «торжества» атеизма в обществе. Подобно листьям, опавшим с дерева, души, оторвавшиеся от Бога, стали утрачивать такие естественные качества, как любовь, сострадание, честность, бескорыстие, простота.
В поисках великих тайн люди устремляются в космос, в горы, на дно океана, но, как сказал великий философ Лао-Цзы, можно познать мир, не выходя из дома. Давайте же отправимся в путешествие в глубь себя, где нас ожидают удивительные открытия.
Несмотря на информационный бум и множество научных открытий, современный человек по-прежнему не имеет целостного понятия о мире. Жизнь представляется людям сложным конструктором с множеством деталей, из которых каждый пытается собрать что-то свое.
В последние годы у нас в стране вспыхнул интерес к древней истории наших предков – славян, их верованиям и культуре. Многие пытаются провести языковые и культурные параллели с Индией и выяснить, кто на кого повлиял. Действительно, схожих моментов очень много, и я приведу наиболее яркие из них.
В этой статье мы продолжим сравнительный анализ культур древней Руси и Индии. Общеизвестно, что индийские Веды провозглашают вечную природу души, которая может существовать в разных телах, как высших, так и низших. В древне-русском источнике «Велесова книга» тоже говорится об этом.
После многочисленных ссылок на Веды пришло время спросить: «Откуда они взялись, какова их структура и цель?». Этим темам будет посвящена данная статья.
Несмотря на единство законов бытия, люди продолжают по-разному смотреть на мир. Два противоположных мировоззрения – теизм и атеизм – основываются на различных представлениях о реальности.
Дар предвидения, способность передавать мысли на расстоянии, гипноз, левитация, передвижение предметов с помощью мысли и другие чудеса, кажется, нарушают привычные представления о физическом мире. Хотя наука не может их адекватно объяснить, игнорировать их тоже невозможно.
По ведическому календарю сейчас идет Кали-юга – эпоха духовной деградации. В это время религия практически утрачивает свою сущность, перестает действовать как прикладная духовная технология. В большинстве случаев она превращается в сентиментальную веру, конфессию, ритуал,
национальную традицию.
Когда люди спорят о том, что есть истина и каков Бог. Веды, будучи эманацией самого Бога, являются информацией «из первых рук» и позволяют легко разобраться в этом непростом вопросе.
Прямо или косвенно Бог тянет к Себе все живые существа. Чистые души привлекаются Самим Богом, а остальные очарованы Его материальным творением.
Время невозможно преодолеть, т.к., согласно Ведам, время – это воля Всевышнего. Но в этом потоке времени мы имеем некую свободу действий, от которых зависит наше будущее.
Кроме того, что астрология дает общий прогноз событий в жизни человека, можно также определить, когда именно эти события будут происходить. Это определяется по системе планетных периодов, которые показывают последовательность событий в жизни.
Время и пространство неразрывно связаны и немыслимы друг без друга. Мы идем по жизни, покрывая свои километры (пространство) в час (время). В Ведах есть раздел «Васту-шастра» (трактат о внутренней сути пространства), опираясь на который мы будем рассматривать природу пространства.
Мы живем в творении Бога, но не осознаем этого так же, как рыба не замечает воды. Но когда мы повторяем божественную схему мироЗДАНИЯ в своих жилищах, мы начинаем осознавать, где мы находимся.
Большинство людей считают знание и веру взаимоисключающими понятиями, но если бы это было так, тогда все глупцы были бы верующими, а все разумные – атеистами. Однако в жизни все сложнее.
Современная наука изучает лишь материю и потому слепа к духовным феноменам. Они не являются объектами ее изучения. Поэтому бесполезно ждать, что наука когда-то откроет нам Бога и душу. Но эти открытия давно уже произошли в сфере духовной науки или религии.
Обычно в сознании людей наука и религия находятся по разные стороны баррикад и несовместимы друг с другом. Но действительно ли научная мысль обязательно должна исключать всякую духовность?
В наше время философия считается не очень практичной наукой. Это происходит потому, что сейчас люди утратили философию в ее изначальном виде и имеют дело лишь с ее западными и восточными суррогатами, которые рано или поздно разочаровывают.
О любви сочиняют стихи, песни и романы. О любви снимают фильмы и пишут картины. Но может ли любовь быть вечной? Любовь между телами обречена на короткую жизнь, т.к. кратковременны сами тела. Вечная любовь может существовать только между вечными живыми существами.
Одним из наиболее актуальных вопросов современности является диалог религий. Мешает этому диалогу религий так называемая «ревность веры», которая создает у представителя любой конфессии чувство превосходства над другими и ощущение монополии на истину.
Веды описывают тело как храм, где сердце выступает в качестве символического алтаря, на котором Верховный пребывает в виде Сверхсознания (Святой Дух в христианстве), а рядом находится душа – источник индивидуального сознания.
В этой статье мы продолжим сравнительный анализ ведической и христианской традиций с целью выявления сходных моментов. Вера или интерес к духовной жизни пробуждается в сердце человека под воздействием благотворного общения. Обе традиции сходно описывают этот процесс.
Между ведической и христианской традицией очень много общего. Но в этой статье мы поговорим о некоторых очевидных различиях и причинах этих различий. Наиболее разительным отличием является отношение к изображениям и скульптурам Бога, которые в христианстве называют идолами с явным негативным подтекстом, а в Индии им поклоняются с неподдельной преданностью.
Некогда распространенный на Руси ведизм вновь стал возрождаться не только в нашей стране, но и по всему миру. Ведизм – это не индийская религия, а универсальная культура, основанная на древнейших писаниях земли – Ведах.
Проведя 45 дней в паломничестве по Святым местам Индии, я решил поделиться некоторыми впечатлениями, которые несут в себе не столько туристическую, сколько духовную значимость. При всем скепсисе и высокомерии жителей стран так называемого «первого мира» в поисках Абсолютной Истины и смысла жизни они, не сговариваясь, отправляются в Индию – страну «третьего мира»…
Этой статьей я начинаю серию небольших зарисовок о священных местах Индии, которые я посетил с семьей в феврале-марте этого года. Раз в три года мы погружаемся в мир удивительных вкусов, запахов, звуков и образов этой необычной страны, где присутствие Бога ощущается почти на каждом шагу. В этот раз мы решили начать свое путешествие с юга – c города Тирупати.
На восточном побережье Индии, на берегу Бенгальского залива, находится небольшой город – Пури. Для паломников Пури – это в первую очередь величественный храм на центральной площади города, которому уже почти 2000 лет. Этот храм является самым высоким сооружением в городе и виден почти отовсюду.
Конарк – это следующее место нашего паломничества по святым местам Индии. Конарк находится в штате Орисса на восточном побережье Индостана. Согласно истории в этом месте один принц, заболевший проказой молился богу солнца, который наделяет людей здоровьем. После длительной аскезы и молитвы принца бог солнца явился и снял с него болезнь.
Маяпур – это место, где любой искренний человек реально ощущает себя в неудержимом потоке духовной энергии, который несет душу к Богу. Все население Маяпура и его окрестностей – это не просто верующие люди, а люди, для которых Бог – это единственная цель в жизни. Другие мысли в этом месте просто не приходят в голову.
Вриндаван находится в 90 км к юго-востоку от Дели. Несмотря на географическую близость, эти два места изрядно отличаются друг от друга. С одной стороны, столичный мегаполис, полный шума и внешней суеты, с другой стороны, маленький городок, погруженный в атмосферу духовной медитации.
Джайпур – столица штата Раджастан – находится на юго-западе от Дели в пяти часах езды на поезде. Его еще называют «Розовый город», т.к. многие храмы, дворцы и другие сооружения построены из розового мрамора и песчаника.
Дели в древности был изначальной столицей Индии и назывался Хастинапур – город слонов, что говорило о царском богатстве и величии. Теперь на смену слонам пришли машины и потому индийцы в шутку называют Дели именем Машинопур – город машин.
Все, не сговариваясь, стремятся к счастью. Это стремление является естественным для всех, т.к. счастье – это одно из трех свойств души или сознания. Поэтому достижение счастья можно назвать целью жизни. Но пока душа оторвана от Бога, представления о счастье у всех разные.
Мы привыкли измерять уровень цивилизации экономическими показателями и характером общественного строя. Отсюда возникает иллюзия того, что развитие определяется исключительно этими внешними категориями. Но вопиющие случи дикости и вандализма, которые периодически совершают внешне культурные люди заставляют задуматься о других критериях цивилизованности.
«Бхагавад-гита» переводится как «Божественная песнь» и является диалогом между Богом и человеком, попавшим в сложную ситуацию. Она была поведана на поле Курукшетра 5 000 лет назад перед началом великой битвы. Послание «Бхагавад-гиты» является проявлением божественного разума, который помогает нам решить принципиальные задачи жизни и выйти из лабиринта иллюзии.
В этой статье мы покажем положение души-сознания в трех сферах обитания: внутри ума и тела (микрокосмос), в рамках общества (мезокосмос) и в пределах макрокосмоса Вселенной.

Статьи для вайшнавов

Враджендра Кумар прабху рассказывает о том, как он пришел к традиции гаудиа-вайшнава-веданты. Так же в статье представлены фотографии посвящения и первой встречи с духовным учителем.
Враджендра Кумар прабху квалифицированно и по существу отвечает на провокационные вопросы, с которыми преданные могут столкнуться во время проповеди.
В последние годы в среде вайшнавов стала происходить некоторая поляризация взглядов в связи с появлением новых тенденций в проповеди. Эта поляризация иногда начинает носить конфликтный характер, что может принести большой вред обществу вайшнавов и ослабить его изнутри. Главным образом противостояние наблюдается в сфере методик проповеди. Некоторые российские проповедники с успехом используют знание психологии, астрологии, аюрведы, васту для донесения до широких масс азов духовного знания, что может являться переходным этапом на пути к Кришне. Однако находятся другие преданные, которые видят в этих новых методах проповеди размывание нашей традиции и угрозу потери самой сути Бхакти в том виде, как передал нам эту традицию Шрила Прабхупада. В свете недавнего заявления ЕС Бхакти-Викаши Свами об опасных на его взгляд тенденциях в ИСККОН, эта дискуссия активизировалась вновь. В этом эссе я попробую проанализировать такие понятия как консерватизм и либерализм в их широком смысле и в истории развития гаудия-вайшнавизма в современную эпоху.
Темой этого эссе будет ведическая астрология (Джйотиш) и ее место в жизни вайшнавов. Общество гаудия-вайшнавов (особенно в западном мире) является очень молодым, неоформившимся, его традиции еще не в полной мере сложились, и потому его время от времени сотрясают различные микро-катаклизмы, связанные именно с тем, что мы не всегда умеем зрело реагировать на разные новые и непонятные явления.
Сегодня мы начнем изучать такую тему как Ишопанишад. Ишопанишад это одна из небольших книг, которая, тем не менее, содержит в себе очень много всего ценного и полезного и некоторое время назад была просьба давать вот такие вот темы, которые непосредственно связаны с основополагающими произведениями вайшнавской культуры.
Сегодня мы продолжим курс, который мы начали читать некоторое время назад, это курс по такой маленькой, но важной книге как «Ишопанишад».
Сегодня мы продолжим нашу тему, третье занятие по теме Иш упанишад.