Семинар «Шри Ишопанишад» (лекция 1)

Семинар «Шри Ишопанишад» (лекция 1)

Сегодня мы начнем изучать такую тему как Ишопанишад. Ишопанишад это одна из небольших книг, которая, тем не менее, содержит в себе очень много всего ценного и полезного и некоторое время назад была просьба давать вот такие вот темы, которые непосредственно связаны с основополагающими произведениями вайшнавской культуры.

Не знаю, удастся ли нам собрать очередную группу на курс Бахти шастры. Потому что те, кто хотели, прошли курс с 1999 по 2003-2004 год. С тех пор пришли новые люди и не знаю получится ли собрать новую группу. Бш это не только информация ,но и технология определенная, она требует обучения и не все, к сожалению, постоянно могут приходить в храм и так или иначе придумали какую-то заочную форму обучения. Лучше что-то, чем ничего, поэтому на воскресных программах мы сможем начать обзор таких основных вещей, с частности начнем с Ишопанишад, как с одной и простых и доступных книг.

Я на доске нарисовал схему. Кто-то с ней знаком, кто-то нет. Схема, которая отдает общую структуру ведической литературы. Для большинства людей веды - это что-то непонятное. Например, легко живется христианам или иудеям, есть одна книжка, там своя структура. Но в ведической литературе очень есть много разных произведений, много говорить об этом не буду, общую разделю картину, что бы вы увидели частью чего являются те книги, которые мы обычно называют ведической литературой.

Веды делятся на 3 раздела - Шрути, Смрити и Ньяя, называется прастхана, т.е. это определенные свидетельства из ведической литературы.

Шрути буквально обозначает то, что услышано, литература откровения. То, чтобы было воспринято от Бога непосредственно великими Ришами, мудрецами прошлого. И к этим четырем ведам относятся Ригведа, Самаведа, Йаджур-веда, Атхарва-веда. В каждой из четырех вед существуют подразделы, которые называются Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Самхиты – это сборники молитв, которые предназначены просто для заучивания . Вот у нас в детском саду детишки всякие стишки изучают ,а в ведические времена дети или брахмачари изучали Самхиты, учились их петь, они изучали разные мотивы, размеры, толкования.

В каждой веде есть второй уровень, Брахманы. Это уже литература более сокровенная, когда люди проникают в суть этих Самхит, потом идет третий уровень Араньяки - это для отреченных людей. «Аранья» буквально означает «лес». Араньяки - те, кто живут в лесу, они понимают сокровенный смысл вед, всяких разных ритуалов. И Упанишады это самая сокровенная часть литературы первого услышанного раздела Шрути. Упанишад существует 108 и среди них Ишо считается главной. «Ишо» означает «господин, Бог» . И она является одной из самых коротких, в ней всего 18 мантр. Она в кратком виде представляет собой квинтэссенцию всех Упанишад. Издание на русском языке называли Жемчужиной Упанишад, т.е. самая цена среди всех Упанишад. Ее признают все- и вайшнавы, те ,кто знает о личностной природе Бога и имперсионалисты - те, кто считает, что Бог это нечто безличное, они все признают Упанишад, хотя они по своему ее трактуют немножечко.

Второй раздел ведической литературы называется Смрити. Буквально это значит « то, что запомнено» . К разделу Смрити относятся Пураны-это хроники, такие истории, написанные простым языком. К ним относятся- Шримад Бхагаватам. Существует 18 маха-пуран (больших) и и 18 упа-пуран.(подчиненных) . Они пересказывают философию вед в форме истории. Далее к Смрити относятся Итихасы- эпос, истории. Наиболее известные это - Махабхарата и Рамайна. Из Махабхараты мы знаем частью является Бхагават-Гита (Гита-Упанишад) . Т.е эта литература –Упанишады, в форме поэзии . Так же сюда,к разделу Смрити , относятся Панча-Ратры . Панча-Ратры- это практические технологии или методики каких-то определенных действий. В частности, у нас к Панча-ратрам относятся такие книги, как «Нектар преданности», «Нектар наставлений». Например,» Бхагавад-Гита» расскажет вам ,что быть преданным лучше всего ,а как стать преданным нам расскажут Панча-Ратры. Это технологии уже, определенные процессы. И так же сюда относятся Веданги. Веданги-это буквально такие части вед, такие ,как изучения словаря , грамматики, правила ,как читать, трактовка и т.д. т.е. технический аспект. Без посвящения Веданги, без знания санскрита - изучать веды невозможно.

И третий раздел вед Ньяя-Прастхана. Ньяя обозначает « логика»,т.е логические выводы. Вот, нам была литература откровений, Шрути-услышенное, Смрити-запомненное. Представьте себе, вот буквально, школьный опыт – есть диктант, а есть изложение. Диктант-это надиктованное, это Шрути. Вот как учитель сказал, так и записать надо. Никаких изменений. Смрити-это изложение. А вот теперь, что вы услышали в свободной вольной форме, ваше понимание дайте этих вещей. Итак, это Смрити. И Ньяя- это какие выводы, что из этого следует, логика. И в разделе Ньяя находится всего одно произведение, самое короткое, называется Веданта - Сутра . Вед-это обозначает знания , анта означает завершение и сутра- это нить . Потому что раньше шастры были на нитях- такие 2 дощечки, на которых нити нанизывались. Итак, веданта-сутра-это последние выводы. И у нас из области литературы Ньяя – Шримад-Бхагаватам, потому что Шримад-Бхагаватам является естественным комментарием на Веданта-сутру, который написал сам составитель вед Шрила Вьясадева. Итак, я дал общую схему, чтобы вы поняли, что такое произведения, которые мы читаем. Потому что иногда люди говорят, что современные кришнаиты, вы никакого отношения к ведам не имеете, потому что вся ваша ведическая литература, это не ведическая литература. И вот вы можете им ответить, что частью изначальных четырех вед является Упанишад. Причем Упанишад является высшей частью. Самхиты, брахманы, араньяки – это три уровня, четвертый высший уровень-это Упанишад. Среди Упанишад главная Ишопанишад. Она так и называется - Ишо-божественная. Итак, это наш ответ человеку, который говорит, что вы не имеете отношения к ведам. Более того, мы читаем Бхагавад-Гиту, которая называется Гита Упанишад.,т.е квинтэссенция всех упанишад. В таком произведении, как Падма-пурана приводится такое интересное сравнение: « Пастух Кришна подоил корову Упанишад, выдоил из нее молоко Бхагават-Гиты и напоил им теленка Арджуну. «. Т.е. сама суть всех вед или упанишад это вот молоко- Бхагават-Гита и этим молоком Кришна напоил теленка Арджуну ,т.е того,кто нуждается в пищи. Итак, это картина общая .

И мы сейчас начнем говорить о самой книге . Названия каждой упанишады приписывается к ней либо по имени того, кто поведал, мудрецы какие-то, либо по первому слову. И поскольку Ишопанишад начинается с « ишавасйам идам сарвам «, то называется она Ишопанишад- Ишоваси. Сушествует 2 версии того кто является пересказчиком. Нужно сразу понять, что эти книги никем не написаны, эти книги записаны и есть люди, которые выступают в качестве тех, через кого они проявились. Существует 2 версии того, кто был первым рассказчиком. По одной версии ……..10 45,это один из праотцов человечества, во второй версии рассказчиком был сам Ишо Упанишад. Потому что все веды это не просто книги, даже если они имеют форму книг , а вообще веды –это личности, есть такая глава в Шримад-Бхагаватам- называется Молитва олицетворенных Вед. И там эти олицетворенные Веды, они как личности, они обращаются к Верховному Господу. Представьте себе, предположим, мы не знаем какого-то писателя, но мы имеем дело с его творением, т.е. для нас, можно сказать, этот писатель-это книга, т.е мы с ним уже никогда не встретимся, но все его сознание, все его понятие, все его ценности, весь его юмор, вся его эстетика, вкус-это все его книги. Точно так же,все эти произведения-они здесь представлены нам в виде книг, а вообще это личности в духовном мире. Итак, для вайшнавов, для преданных Кришны - Ишопанишад важна, как часть Шрути Прастханы,раздела вед, изначальных вед , которые считаются всеми авторитетами. Представьте себе, что диктант это главное, а изложения - это большая свобода. Поэтому некоторые говорят, что пураны, истории к ведам не относятся, в строгом смысле слова, что они вторичны, эти пересказы мудрецов. Так оно и есть, но тем не менее Чандоги-упанишад , в части изначальных упанишад, говорится,что Смрити и Пураны и Итихасы являются также пятой ведой , т.е в самом изначальном тексте Шрути-Прастханы, которую уважают все , говорится,что Смрити,Пураны и Итихасы это пятая веда, Панча веда, поэтому вся эта литература так же является ведически авторитетной.

Итак, Ишо Упанишад это 18 мантр. И в этих 18 мантр излагается 5 основных истин вед.

Автор: кто знает какие это 5 основных истин и как они связаны между собой?

из зала: Бог-душа

Автор: Бог-душа

из зала: время.

Автор: Время… Сначала 2 основные категории - Бог-душа и материя. Бог, из него исходит душа и материя. И они связаны между собой определенными связями. Бог связан с материей через энергию времени. Эта материя меняется, переходит через циклы, разрушения. Бог связан с душой через любовь, безответную. ( бедный Кришна, он нас любит, мы его нет,смеется))).

Наша задача полюбить его так же. И душа связана с материей через карму. Мы давим на материю, она нам отвечает и мы с ней, так сказать, тягаемся до тех пор, пока мы не поймем, что вместо того, чтобы в материю погружаться ,уж лучше к Кришне, источнику материи, обратиться, тогда все наши материальные проблемы полегче будут восприниматься . Итак, в этой литературе Упанишад изложены 5 основных категорий- Бог, душа, материя и отношения между ними, юга-дхарма, либо время. Деятельность, либо карма она существует в двух видах – либо деятельность, обусловливающая нас, либо преданное служение, тоже деятельность в чистом виде, изначальной. Т.е. это 5 основных истин, которые излагаются из Ишо Упанишад. Вайшнавы в основном изучают бхакти-шастры. Это произведения, которые связаны с развитием бхакти. Потому что Веды говорят не только о бхакти, Веды говорят как стать счастливым в материальном плане, Веды говорят о карме много. Веды говорят о философии такой, несколько отстранённой от Ишо Упанишад. Преданные в основном изучают бхакти-шастры, которые являются своего рода квинтэссенцией и сутью всех Вед. Если представить себе сосуд с молоком, банку молока такого настоящего, то на поверхность всплывет сливки и сметана. Это будет более тонкий слой, чем вся остальная банка. Вот, точно так же огромный объем ведической литературы и самая суть ведической литературы, сливки - эта литература называется бхакти-шастры, т.е это самый главный вывод Вед – то, что можно из них извлечь. Из Вед можно извлечь карму, можно стать счастливым в материальном мире. Можно из них извлечь философию отречения, знания, покоя ,спасения а можно извлечь бхакти - высший вкус жизни. Теперь следующий вопрос, очень важный для нас, которые часто некоторые сентиментальные преданные задают : «Зачем вайшнавам философия? Ведь наше самое главное дело-это развить в себе любовь по отношению к Кришне. А в любви какая философия? Люби себе, да люби, и никакой философии не надо. » Но смысл в том, что наша любовь к Богу пока что не проявлена. И поэтому, чтоб она проявилась – мы должны узнать есть она или нет, в чем ее косвенные и прямые проявления, и поэтому в одной из замечательных книг, в «Нектаре преданности» Рупа Госвами говорит, что пока до тех пор человек не стал гьяни ( мудрецом) он не может утвердиться в преданном служении. Т.е смысл в том, что есть разные виды преданных. Есть преданные, которые обращаются к Богу в беде, нужде - жажда богатств, какие-то проблемы, любопытство. Среди них высшим является мудрец, гьяни. Итак, черным по белому в «Нектаре преданности» мы читаем: «Пока человек не достигнет уровня Гьяни, мудреца, он не сможет остаться верным принципу поклонения Бога» . Вот так) Потому что через какое-то время вот этого служения своего, он подумает « А что я делаю, собственно говоря ? Что я от этого получаю? Ничего не получаю. Люди, вон, работают за деньги, а я вон здесь непонятно что делаю. « Т.е. смысл духовного знания, духовного учения шастр в том, чтобы утвердиться в преданном служении. А преданное служение это то, что связывает нас непосредственно с Кришной. Поэтому, хотя знания не являются нашей главной тематикой, но оно является вспомогательным фактором. Более того это не просто какое-то знание, это Бхагавата Гьяна – знание о Бхагаване , о Кришне, о бхагаватах, о преданных и о процессе преданного служения. Итак, теперь мы обратимся непосредственно к тексту Шри Ишопанишад, сама книжка состоит из лекций Шрилы Прабхупады. Как раз,то что я рассказал вам о Ведах, это коротко я пересказал вам вводную лекцию, которую Шрила Прабхупада прочитал 1969 в Лондоне в Англии, там он объяснял что такое Упанишады, Веды. Итак, книга состоит из лекций Шрилы Прабхупады о том, что такое веды, потом идет обращение, это обращение еще не является частью Ишопанишад. Обращение на называется санкскрите Парибхасасутра. «Пари»- ходить во круг, «бхаса» -наставление, послание, «сутра» -строка. Парибхасасутра - это сутра вокруг которой крутиться все произведение. Это главный тезис, который нужно доказать всем остальным произведениям. Значит, все остальное это будет расшифровка основного тезиса Парибхасасутра. Это главное утверждение является общим для всех Упанишад, то есть любая Упанишада из 108 начинается с этого стиха, который мы сегодня прочитаем, это общее введение. Оно красной нитью проходит через все остальное произведение. Сейчас я прочитаю вам основной текст, и мы рассмотрим основные идеи стиха и комментарии. Надеюсь, что это будет систематическим изучением священных писаний для тех, кто не имеет возможность изучать их каждый день. Итак, это основной стих, который является еще не самой частью Шри Ишопанишад, а общим введением для всех Упанишад.

«Ом Пурнам адах, пурнам идам

Пурнат пурнам удачьяте

Пурнасья пурнам адае

Пурнам эваа вашишьяте.»

Перевод: «Личность Бога все совершенна, и так как он абсолютен и совершенен - все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым и также является полным целым.

Все, что исходит из Полного Целого, также обладает полнотой. И как полное целое Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходит множество законченных частей».

Это основная сутра, которая является квинтэссенцией всех Упанишад. И теперь уже в различных философских утверждениях с разных сторон эта идея Парибхасасутры должна быть усвоена, потому что она не такая простая, как нам кажется, она не имеет отношение к нашим повседневным проблемам. Мы не знаем что такое полное или целое нам это не понятно. Здесь говориться о трех полных целых, полное целое – Верховный Господь, полное целое – материальный мир и полное целое – живое существо. Хотя они кажутся не совсем полными целыми, но сегодня мы буде рассматривать каким образом они являются полными целыми.

Итак, Абсолютная истина – полное целое. Пурнам – означает полный. Если вы приехали в Индию и попали на какой-нибудь пир или в ресторан, то заметите, что в Индии имеют привычку подкладывать добавку. У нас если вы что-то купили, и вам захотелось еще, то надо купить еще раз. Но в Индии такого нет. Вы что-то купили и кушаете, и в это время по залу ходит человек, который раздает добавку и это все входит в ту же цену. И когда вы благодаря такому Индийскому гостеприимству наелись полностью, и вы не знаете индийского языка, но вам хочется сказать что уже все, то нужно сказать самое главное слово Пурнам – я полный.

Итак, верховный Господь или Абсолютная истина - это полное целое. И в первом абзаце комментария будет говориться о полноте Бога. Итак, смотрите Бог – это полное целое и из него исходит бесконечное количество полных частей. И не смотря на то, что из этого абсолютного целого исходит огромное количество полных частей, он никогда не теряет своей полноты и сохраняет равновесие. Такого мы не видим, человек может быть богат, он может быть очень богат, но, в конце концов, закончиться все в этом мире. Но верховный господь или Абсолютная истинна - это неисчерпаемый источник всего. Поэтому говориться, что в духовном мире 1-1= 1 ,1+1 также = 1 . Потому что все что есть - это Бог и его энергии. Мы не можем у него их ни отнять, ни прибавить. Это только в нашем сознании эти ощущения, что мы что-то забрали или дали. А по сути это все в рамках его досягаемости. Подобно тому, как могучий ветер, дующий повсюду, всегда остается в небе, так все живые существа и вся материя всегда остаются в Боге. Сколько бы ни исходило полных частей, они из Бога никуда уйти не могут. Раз они изошли из него и убежали очень далеко, то они остаются в нем, потому что он везде. Поэтому от него невозможно ничего отнять и ничего прибавить. Поэтому говориться, что, сколько бы законченных полных частей не исходило из полного целого оно всегда остается полным целым. Потому что все исходящее остается в рамках его досягаемости.

Теперь мы начнем к этому стиху читать комментарий. Он не большой, здесь всего пять абзацев.

Итак, Комментарий Шрилы Прабхупады .

«Полное Целое, Верховная Абсолютная Истина, - это совершенная Личность Бога. Концепция безличного Брахмана представляет собой понимание одного из аспектов Абсолютного Целого, это же справедливо и по отношению к Параматме, Сверхдуше. Верховная Личность Бога есть сач-чид-ананда-виграха. Форма, исполненная вечности знания и блаженства. Осознание безличного Брахмана - это осознание Его аспекта сат, то есть аспекта вечности, а осознание Параматмы, Сверхдуши, - сат и чит, вечности и знания, но осознание Личности Бога - это осознание всех Его аспектов - сат, чит и ананды (блаженства). Когда человек осознает Личность Бога, он постигает все эти аспекты во всей их полноте (виграха). Итак, Полное Целое не лишено формы. Если бы Оно не имело формы или в чем-либо еще уступало Своему творению, Его нельзя было бы назвать полным. Полное Целое должно содержать в себе все, что находится как в пределах, так и за пределами нашего опыта, иначе Оно не было бы полным.»

Итак, это первый комментарий. Что от сюда следует? Что Бог или Абсолютная истинна, содержит в себе 3 аспекта. Первый безличный аспект – аспект вечности, света. То, что люди воспринимают как всепроникающую энергию, благодаря которой все действует, работает. Итак, это аспект Брахман и он связан с аспектом вечности. Второй аспект верховного это параматма, всепроникающее сверхсознание в сердце каждого живого существа. Отсюда исходит знание, это аспект знание. Поскольку Параматма находиться везде она знает все о каждом из нас. Как в Бхагавад- Гите Кришна Говорит :

«Ведахам саматитани

вартаманани чарджуна

бхавишйани ча бхутани

мам ту веда на кашчана» 7.26

Перевод: «О Арджуна, будучи Верховной Личностью Бога, Я знаю все, что происходило в прошлом, все, что происходит в настоящем, и все, что еще должно свершиться. Я также знаю всех живых существ - Меня же не знает никто»

То есть это Парматма - она знает обо всех все, но ее не знает никто. Но в той степени, в какой мы познаем Параматму, мы познаем и весь мир вокруг нас. Итак, это аспект чит. И Бхагаван, то есть Кришна как личность это аспект ананды (блаженства) потому что, служа ему, реализуется блаженство. Он находиться в блаженстве. Брахман это просто некая личность, некая энергия. Параматма - это рабочая функция. А чем занимается Бхагаван Кришна? Он играет, танцует, наслаждается и любит. В нем проявляется блаженство! Поэтому познавая Бхагавна – Верховного Господа, мы познаем его аспекты и брахман и сат-чит-ананду. И вот очень важная фраза из комментария я ее выделю: «Если бы полное целое-Бог, не имел бы формы или хоть в чем-то уступал творению, его нельзя было бы назвать полным ». Люди говорят, что этот мир материальный полон форм, но сам Бог бесформенный. Возникает естественно вопрос: «Как у творения (следствия) нет качеств причины?» Если здесь все личностно это значит что источник всего тоже личностный. Если бы в Боге чего-то не было, то он бы уступал своему творению, а по определению Он выше своего творения. Если есть Творец, значит, творение отражает в какой-то степени его качества. Поскольку здесь все личностно и люди живут ради счастья и любви, значит в Нем это все представлено в чистом виде. Итак, это вывод первого абзаца комментария. Этот абзац был про то, что Кришна полон вечности знания и блаженства.

Теперь второй абзац про полноту Бога в Материальном мире.

«Полное Целое, Личность Бога, обладает бесконечными энергиями, и все они так же совершенны, как Сам Господь. Вот почему этот проявленный мир тоже является самодостаточным и совершенным. Двадцать четыре элемента, из которых состоит временно проявленная материальная вселенная, способны производить все необходимое для поддержания существования этой вселенной. Чтобы поддерживать ее существование, нет необходимости

прилагать никаких усилий извне. На существование этой вселенной отведено определенное время, ограниченное энергией Полного Целого. И когда оно истекает, это временное проявление уничтожается в соответствии с совершенным планом Полного Целого».

Итак, материальный мир он также Пурнам идам. Первые слова стиха «Ом Пурнам адах» – это Верховный Господь, а «Пурнам идам» - это материальный мир из него исходящий, он так же полный. Почему материальный мир считается полным и совершенным? Потому что в нем есть абсолютно все возможности для удовлетворения всех желаний человека и материальных и духовных в том числе. Мы можем начать духовную практику прямо здесь. Более того если бы этого материального мира у нас не было то мы бы не смогли служить Богу. Потому что мы служим Ему своими материальными телами, мы не можем в состоянии чистого духа ему служить. Итак, материальный мир совершенен, потому что это совершенный механизм. Он совершенным образом все держит в иллюзии. Его полнота она проявляется в том, что он работает как-бы сам по себе. Это наблюдают материалисты. Они говорят: «Это действительно чудо! Не понятно как самоорганизовавшаяся материя, где все само себя производит. Существуют клетки, генокоды, циклы биологические, самовоспроизводство … все работает удивительным образом. Смотришь на эту материю и диву даешься, как оно все работает?» Полнота! И все это видят. Но особенность в том, что механизм не работает без механика, поэтому этот мир полон, но при одном условие, если работает в контакте с полным целым. Кришна как первотолчок. Он главный механик, если это механизм.

Итак, полнота этого мира состоит в том, что он исполняет все наши желания, исполняет замыслы Господа наилучшим образом. И так же полнота его состоит в том, что здесь есть абсолютно все. Понимание этой полноты материального мира приводить человека к естественным технологиям. Если кто-то был в индии, то видел, как там люди моют посуду. Во-первых, 70% населения в Индии питается без посуды, потому что есть банановый лист, который мыть не надо. Съел с бананового листа и выкинул, а коровы доели. Более того говориться, что на банановом листе поверхность при взаимодействии с едой начинает вырабатывать ферменты способствующие усвоению этой пищи. В посуде вообще нет необходимости, потому что есть банановый лист. Как в Индии моют металлическую посуду? Водой или если что-то жирное, то песочком или какой-либо травой. В этом заключается полнота материи. Мы этой полноты не видим! Мы делаем искусственную посуду. Чем мы ее моем? Существует целая индустрия! Химическая промышленность выпускает огромное количество этой вредной химии, которой мы все моем. Мы не понимаем полноты мира и изобретаем искусственную технологию, не смотря на то, что есть естественная. Другой момент проявления полноты мира. Как в Индии чистят зубы? Отрывают веточку дерева Ним, чистят зубы и все в порядке. Мы изобретаем сложные зубные пасты, которые с какими-то консервантами и канцерогенами. Мы не видим этой полноты и изобретаем искусственные вещи вместо того чтобы брать дары природы. Предположим, существует естественный процесс выращивания злаков, овощей и фруктов. Естественные удобрения , когда много коров. Когда мы находимся в гармонии с природой, и все естественным образом работает, полубоги довольны, мы получаем все минералы в нужном количестве. И мы эту часть естественной технологии игнорируем и нам приходиться использовать химию, которая лишает плоды вкуса и лишает нас здоровья. Таким образом, люди не видят полноту мира, не видят, что есть 5 элементов,5 стихий, что все растет естественным образом. Надо понять как это связанно с полубогами, с высшей природой и все будет замечательно работать. Люди игнорируют естественные технологии и исповедуют искусственные. Они видят неполноту мира, а на самом деле он имеет полноту и все возможности. В нем есть необходимые вещества, которые нужны как лекарства, как пища, как ткани (лен, хлопок, шелк) все это в природе существует. Все что пытаются сделать люди искусственно (ткани, пищу и т.д.) это все уже не то! Однажды я читал интересную статью одного химика, он в сердцах восклицал, что человеческая слеза простая по химическому составу, но его задача была сделать искусственную слезу для людей с контактными линзами, чтобы их линзы туда макать для избежания раздражения слизистой глаза. Но с искусственной слезой все равно происходит раздражение, мы не можем повторить элементарного химического состава. Состав ее не сложный, но она все равно получается не такая, когда делают искусственную слезу. Это называется Ачинтья Шакти – непостижимая энергия господа, когда все то же самое, но чего-то главного не хватает. Поскольку эта природа не сама по себе функционирует, а является механизмом в руках бога и он до конца не постижим, то элемент его не постижимой энергии мы называем простым чудом. Например, когда из какой-то семечки вырастает плод, а в этом плоде еще 100 семечек из которых вырастут еще 100 плодов и в каждом из них будет еще по 100.Это мистика! Мы не можем такое воспроизвести! Я купил машину и она, перед тем как развалиться еще произвела 5 машин, а те еще, и мой вопрос решен до конца жизни, но такого же не происходит! Механизмы ломаются и ничего само себя не воспроизводит. В материальном мире все так с человеческими творениями. А вот с этими непостижимыми божественными творениями происходит что-то не совершенно понятное. В этом есть полнота материи. Итак, материальный мир является полным, потому что он исходит из полного Кришны.

Теперь абзац третий про полноту живого существа.

Крошечным полноценным частицам, то есть живым существам, даны все возможности для познания полного ценного. Всякого рода несовершенства результат лишь не полноты их знаний о полном целом. Человеческая форма жизни является совершенным проявлением сознания живого существа. Ее обретают в процессе эволюции через 8 млн. 400 тыс. видов жизни в круговороте рождения и смерти. Если получив эту форму совершенного сознания человек, не осознает свое совершенной полноты в составе полного целого, то он упускает шанс реализовать свое совершенство и опять согласно законам природы попадает в эволюционный цикл. Итак, теперь о полноте живого существа. Здесь говорится, что полнота наша состоит в том, что у нас есть полнота возможностей. Живое существо обладает свободой, может свою жизнь построить в рамках духовного мира на основе любви с богом или в рамках материального мира тоже отношения с богом, но через карму. В духовном мире отношения с Кришной через любовь, а в материальном через карму. Итак, в чем наша полнота? В том, что у нас есть полнота возможностей. Ты можешь жить здесь или можешь жить там. И в человеческом сознании, вообще в сознании дживы которое особо развито в теле человека эта возможность проявляется. И здесь Прабхупада очень четко пишет, что всякого рода несовершенства результат лишь не полноты нашего знания о полном целом. То есть все несовершенства, которые у нас есть, это следствия неполноты нашего знания о Боге, о материи и о себе. Об этих основных истинах. Итак, у нас ест все, но проблема состоит в том, что вот это все (наша полнота) она сейчас скрыта. Я часто привожу пример про морскую капсулу. В нем уже есть форма плота, есть воздух, но он скручен, сжат и закрыт обручами. Если снять эти зажимы (обручи), то плот надувается за считаные секунды. Точно так же живое существо обладает полным потенциалом жить в духовном мире. У него есть сварупа - совершенное духовное тело. Но оно проявляется только тогда, когда мы служим Кришне. Когда мы ему не служим, то оно сворачивается. И вместо этого совершенного и чистого тела проявляется здесь его тень – материальное тело. Материально тело – это несовершенное тело. И вот мы видим его не совершенства, что здесь нужно тяжко трудиться для его поддержания и комфорта. Мы даже этим телом толком владеть не умеем и даже не можем им распоряжаться! Его то в армию призовут, то требовать с него начнут, то могут побить, убить, оно и заболеть может в конце концов. То есть это тело явно не является совершенным. Поскольку наше тело не совершенно то и наша жизнь не совершенна. Совершенная жизнь проистекает из совершенного тела. А совершенное тело ( сидха деха ) только в духовном мире. Но для того чтобы духовное тело ( сидха деха) раскрылось, для этого нужно преданное служение. То есть преданное служение это механизм, который открывает нашу совершенную форму, чтобы обрести совершенную жизнь. Такая возможность у нас есть, но беда в том, что большинство людей не знают что живое существо так же полно, как верховный Господь. И все Его возможности находятся внутри. И что мы видим? Мы видим, что материальная современная жизнь это внешняя суета, когда до внутренего не остается ни сил, ни времени, ни желания, ни знания, ничего. Сила внешних обстоятельств сжимает живое существо в точку! То есть оно забирает нашу энергию вовне. Общество и вся инфраструктура искусственная забирает нашу энергию вовне. И мы называем это внешнее развитие, все что мы настроили вокруг и всю эту суету – прогрессом. Ведическая цивилизация обозначает что человек в основном трудился внутри, поэтому мы не видим остатков Land Cruiser с Сатья Юги или чего то еще, потому что люди развивались не внешне а внутренне. Риши обозначает – активный внутри. Почему же активный внутри? Потому что он знает, что все основное внутри. Цивилизованность измерялась именно способностью человека быть максимально независимым от материи. А сейчас цивилизованность обозначает максимальную зависимость. Дома куча кнопок, куча пультов. Одним включают вентилятор, другим DVD, третьим печку, четвертым еще что-нибудь и вот это вот вам мое совершенство. Но по Ведам совершенство это обозначает раскрыть свои возможности внутренние. Потому что внешнее совершенство будет разрушено временем. Это простая для понимания вещь. Это не нужно доказывать сама жизнь доказывает такие вещи. А вот внутреннее совершенство оно не разрушается ничем. Кришна говорит, что если ты не достигнешь совершенства в этой жизни, то ничего страшного нет, потому что в следующей жизни ты продолжишь с этого уровня, духовное сохраняется. То есть совершенство дживы состоит в том, чтобы понять, что весь наш потенциал находится внутри. Есть известная притча про одного человека, который отправился на поиски клада, золотых монет на затонувших судах. Он нуждался в деньгах для поиска этого клада и продал за бесценок свой дом. И новый хозяин начал окультуривать дом и нашел во дворе дома клад. То есть получается, что один не искал в рамках своих естественных возможностей и сразу же подумал, что счастье где-то там далеко и ушел за ним. Хотя оно было прямо на пороге. А другой далеко не ходил, но внутри копался. Я приводил вам цитату из известного китайского трактата Дао Дэ Цзин: « Можно познать мир, не выходя из дома». Но большинству людей скучно. По идее старики - это люди, которые должны быть очень глубоко осознавшими себя душами, раскопавшими свое духовное богатство. Сейчас старикам наоборот очень скучно они либо бояться за пенсию, либо путешествуют. Им нечего делать внутри, им внутри очень скучно! Поэтому им нужно ехать куда-то, а внутреннего так ничего и не раскопали. Поэтому аспект понимания, что живые существа «все имеют внутри», очень важен. Шрила Прабхупада, перед тем как отправиться на свою миссию, был семейным человеком и у него был бизнес. И перед тем как отправиться на свою миссию Он с 1954 по 1965 провел во Вриндаване и занимался бхаджаном (духовная практика). То есть перед тем как изменить что-то во внешнем мире, нужно иметь внутреннюю силу. Его учитель, Бхактисиддханта Сарасвати, перед тем как начать свою миссию по распространению гаудия-матха в Индии он в течение 9 лет непрерывно, круглые сутки повторял святое имя. Он дал обет повторить миллиард святых имен. Тоесть он круглые сутки повторял, он минимум ел, минимум спал и был в состоянии полной аскезы и погружения в Кришну. И он накопил такую удивительную энергию с помощью которой совершил революцию. Это примеры особых личностей, но тем не менее они показывают, что вся сила и все возможности человека есть внутри. Наша современная цивилизация делает нас зависимыми от внешней культуры и нам говорят, что все во внешнем мире. Нас всех замотивировали внешними ценностями. И ничего не сказали о ценностях внутренних, нам не сказали, что мы как частица полного Абсолюта также являемся полным целым и вот эта истина Упанишад ускользнула от нас. Теперь мы возвращаемся к этим вещам. И понимаем, что живое существо обладает этой полнотой, потому что оно частица Кришны. Говорится, что, сколько бы частей не исходило из Кришны он всегда остается полным целым, и мы тоже имеем эту полноту.

Четвертый абзац комментария.

«Не понимая того, что в природе уже есть все необходимое для поддержания нашего существования, мы пытаемся использовать природные ресурсы, чтобы создать условия для так называемой полнокровной жизни, посвященной чувственным наслаждениям. Но такая, уводящая с истинного пути, жизнь является иллюзией, так как, пока живое существо не связано с Полным Целым, оно не может наслаждаться жизнью чувств. Например, рука является полноценной частью целого только до тех пор, пока соединена с телом. Если отрубить руку, то она будет выглядеть как рука, но лишится всех свойств руки. Аналогично этому, живые существа являются неотъемлемыми частицами Полного Целого, и, пока они отделены от Полного Целого, их иллюзорные представления о своем совершенстве не принесут им желанного удовлетворения»

В этом абзаце Шрила Прабхупада говорит, что джива обладает полнотой, но когда она не взаимодействует с Кришной, то эта полнота остается в потенциале, но не реализуется. Потенциал есть, но для того чтобы он реализовался, нужно что- то сделать. Люди понимают, что в жизни что-то важное должно быть, но что и как не понятно. То есть полнота живого существа реализуется только тогда, когда мы связанны с Богом. Без Бога живое существо этой полноты не проявляет. Очень хороший пример это рука отделенная от тела, человек без руки-инвалид. Рука это очень важно, но когда она отделена от тела, то никакого толку от нее нет. Другой пример-это лист на дереве. Пока он связан с энергетикой дерева, дерево питает его. Он зеленый, ароматный и красивый. Но когда он опадает, он лишается подпитки от дерева и становится желтым сухим и никому не нужным. Точно так же пока живое существо (джива) связанна с Кришной, она проявляет это качество полноты, когда она отрывается от него, то становится ненужная как желтый засохший лист. И мы видим этих людей, они как опавшие листья. Их на ветру просто несет, они с потухшими глазами, проблемами и неудовлетворенностью. Почему? Они же Пурнам идам, они частицы полного, почему они этого не осознают? Потому что нет связи с Богом, у них нет йоги. Поэтому все остается только в потенциале, а для того чтоб потенциал реализовался на практике должен быть активизирующий процесс - преданное служение, то что заводит живое существо и помогает стать ему частью полного целого наполнить свою жизнь полнотой. В строгом смысле слова наша жизнь не может быть полной, пока мы не внесем в него того, кто является полным – Кришну. Если Кришну в жизнь не внести наша жизнь не будет полной.

Пятый абзац комментария. Последний

«Совершенства человеческой жизни можно достичь только тогда, когда живое существо в человеческой форме жизни служит Полному Целому. Всякое другое служение в этом мире — социальное, политическое, общественное, международное или даже межпланетное — остается незавершенным до тех пор, пока оно не связано с Полным Целым. Когда же все находится во взаимосвязи с Полным Целым, Его неотъемлемые частицы также становятся полноценными»

Это вывод: «Хочешь обрести полноту совершенства, свяжись с тем, кто этим уже обладает»

Все люди пытаются здесь любить, служить или как то творчески самореализовываться. Но ШП объясняет, что никакой из этих видов деятельности не дает удовлетворения, пока мы не связанны с Богом.

Теперь мы можем посмотреть, какие возможности нам предоставляет полное целое. Абсолютная истина это источник всех энергий это Кришна это материальный мир это живые существа и он предоставляет нам разные возможности. Кто считает себя отличным от Бога, но связанным с материей становиться материалистом. Кто такой материалист? Это человек, который считает, что он и материя это есть одно, а кто такой бог он не знает. Есть Бог, есть материя и ест дух. Но дух, который не понимает что он частица Бога, а считает себя частью материи, является материалистом. Он из своего непонимания сделал вывод, который привел его к материалистичной жизни. Человек, который считает себя отличным от материи и единым полностью с богом – имперсионалист. Он тоже не правильно схему понимает. Он считает, что между ним и Богом нет разницы, а вот материя полна проблем. Он правильно вывод делает, что материя полна проблем, но он не понимает, что с богом он не един, он его слуга. А человек, который понимает, что он отделен и от материи и от Бога и умеет использовать материю для служения Богу - это бхакта (преданный). То есть в этом случае он использует правильно возможности, предоставляемые этим миром. Ты можешь побыть материалистом, имперсионалистом или можешь стать преданным и испытать какой-то высший вкус. Итак, эта схема преданного служения позволяет живому существу получить из жизни максимальный вкус. Если мы действуем иначе, если взаимодействуем с материей, то получаем низший вкус. Если взаимодействуем только с личным аспектом бога, но не служим ему, то это некоторое блаженство,больше чем материальное, но это не высший вкус.

Итак, выводы на сегодня. Какая разница между Богом и Абсолютной истиной? Или это одно и тоже? Абсолютная истина – это Бог со всеми его энергиями. Это более широкое понятие, чем Бог. Под Богом чаще всего имеется личностный аспект. Но люди, которые верят в Бога, но не понимают его связи со всеми энергиями, не знают Абсолютной истины! Их знание о Боге сентиментально, поэтому Бог у них смешной какой-то. Персонаж, который ничего не может поделать с этим беспорядком, который происходит. Итак, Бог и Абсолютная истина это не одно и то же. Понятие Абсолютной истины обозначено в стихе термином - «пурнам» (полный), тот, кто имеет в себе все. Это обозначает, что все, что есть в материальном мире, изошло из Бога. В 7 главе БГ говорится: « Знай, что все состояния бытия, будь то благость, страсть и невежество это проявление моей энергии... Я в каком-то смысле все, но не зависим». То есть все, что мы видим в этом мире, даже самые ужасные формы (насилие, кошмары и проч.) это проявления Бога. Но почему невежественные формы проявляется как Бог? Потому что это разные состояния бытия, в том числе состояние невежества. («Я в каком-то смысле все, но не зависим») То есть это не он хотел, это мы хотели. Мы просто использовали не правильно свою независимость вместо того чтобы свой разум направить на то как соединиться с Богом, мы направили разум на то чтобы создать атомную бомбу их всех взорвать. Это различные проявления невежества, которое косвенно так же исходит из Бога, но винить его за это нельзя. Так же как мы не можем винить производителей ножей в убийстве. Они просто ножи производят для того чтобы люди хлеб резали, а другой взял этим ножом и человека убил. И причем здесь завод? Точно так же Кришна дает огромное количество разных возможностей и в этом его полнота. Но мы из этой полноты, на основе своего понимания, берем какие-то разные возможности и аспекты. Жизнь свою мы либо запутываем, либо в ад превращаем, либо если мы все правильно понимаем, тогда у нас раскрывается аспект нашей полноты и тогда мы из жизни получаем Бхакти Расу (вкус к любви к Богу), это самое ценное, что можно получить. Для того чтобы в процессе преданного служения быть твердым и получать этот вкус, то для этого нужно понимание. Поэтому напоминаю фразу из Нектара преданности « Пока человек не утвердился в духовном знании, он не может быть твердым в обете поклонения верховной личности Бога»

Харе Кришна!