Искусство вечной любви

О любви сочиняют стихи, песни и романы. О любви снимают фильмы и пишут картины. Но может ли любовь быть вечной? Любовь между телами обречена на короткую жизнь, т.к. кратковременны сами тела. Вечная любовь может существовать только между вечными живыми существами.

clip_image001_0007Любовь – это одно из наиболее употребляемых, но наименее понятных нам слов. Тема любви – самая популярная в этом мире. О любви сочиняют стихи, песни и романы. О любви снимают фильмы и пишут картины. Эта тема является доминирующей, потому что любовь является самой сутью жизни. Но может ли любовь быть вечной? Звучит красиво, но нереалистично. Любовь между телами обречена на короткую жизнь, т.к. кратковременны сами тела. Вечная любовь может существовать только между вечными живыми существами. А разве в этом мире кто-то живет вечно? Раз мы сами здесь невечны, значит, и чувства наши тоже невечны. Однако это не утопия, а реальная потребность вечной души, проходящей транзитом через череду временных материальных тел. Желание вечного может исходить только из чего-то вечного.

Еще в 1896 году профессор МГУ Лопатин написал статью с интригующим названием «Понятие о душе по данным внутреннего опыта». Там он говорит о сознании (душе) как о сверхвременном, вечном «я», которое переживает телесные и психические процессы, происходящие во времени, но само остается неизменным. Его идея состоит в том, что восприятие прохождения времени является самым неоспоримым доказательством вечной природы нашего «я», которое находится вне времени и из этого сверхвременного бытия наблюдает физические и психические процессы в теле и в мире. Это подобно тому, как ощущение движения складывается лишь относительно неподвижных объектов. Если эти объекты движутся с такой же скоростью, что и мы, ощущение движения пропадает. И поскольку наше сознание, исходящее из души, фиксирует наши временные физические и психические состояния, значит, само сознание находится вне времени, то есть обладает вечной природой. И потому для нашего внутреннего вечного «я» естественно желать вечной любви.
clip_image002_0000 Веды утверждают, что мы попали в паутину временных и неудовлетворительных любовных отношений, потому что мы забыли, как любить Бога. Поэтому любовь между душой и Богом – самый важный тип любви, ведь только такая любовь может длиться вечно. Все остальные виды любви, которые мы можем испытывать, являются отраженными формами этой высшей любви. Эта высшая любовь между душой и Богом на языке Вед называется термином бхакти или према-бхакти, а процесс пробуждения этой любви называется бхакти-йога – искусство вечной любви.

По Ведам Бог – корень всего древа жизни. Поливая корень, мы питаем все дерево. Так же, полюбив Бога, мы сможем полюбить всех остальных. Это ключ к решению всех проблем. Современная цивилизация преуспела в создании удобств для тела, но люди не стали от этого счастливее, т.к. главное упущено. Потребительское общество породило целое поколение разочарованных людей. Основная причина неудовлетворенности состоит в том, что наша глубинная потребность в вечной любви так и осталась нереализованной. Мир задыхается от дефицита любви и, в первую очередь, от недостатка высшей формы любви. Отношения между людьми строятся сейчас на расчете и на закамуфлированной эксплуатации, но вовсе не на любви. От этого страдают все. Потеряв Бога, мы потеряли и себя, т.к. осознать себя по-настоящему можно только в связи с Ним, так же, как и увидеть себя можно только при свете солнца.

Итак, потребность любить заложена в каждом. Это природа души. А душа – частица Бога, который, как известно, есть любовь или, точнее, источник любви. Поэтому любовь является основой жизни и невозможно жить никого не любя. Даже полный эгоист любит хотя бы себя.

Тенденция любить, как луч света, имеет тенденцию расширяться. Чем шире сознание индивида, тем шире поле его любви и чище само чувство. Сначала ребенок любит только себя, потом уже своих родителей, братьев и сестер, потом круг его любви еще больше расширяется. Он начинает охватывать друзей, мужа или жену, детей и т.д. Широко мыслящий альтруист или патриот может полюбить свой народ и страну, а космополит может выйти за рамки страны и полюбить весь мир. Но даже в этом случае в сердце по-прежнему будет оставаться невидимая заноза неудовлетворенности. Поэтому только в развитии любви к Богу наша тенденция любить достигает своей кульминации и приносит нам полное счастье. Это высшее, на что способна душа. Решение этой проблемы автоматически решает все остальные, подобно тому, как, просто нажав кнопку выключателя, мы можем осветить всю комнату.

По этой причине главная христианская заповедь рекомендует нам сначала полюбить Бога, а потому уже полюбить ближнего своего. Этот принцип работает только так – от центра к периферии. Та любовь, которую мы можем иметь между собой сейчас, еще не любя Бога, не может быть любовью высокого качества. Она очень легко может дать трещину. Но когда мы любим окружающих, понимая, что все являются частицами Бога, тогда эта любовь обладает вечной духовной природой.

Итак, Веды говорят, что наша потребность любить может удовлетвориться полностью лишь тогда, когда она направлена на Кришну – самый сокровенный личностный аспект Абсолютной Истины. Все религии говорят, что Бог есть любовь. Значит, не будет ошибкой сказать, что, по сути, Бог – это Бог любви. Именно из любви Он создал нас и дал нам все возможности, знание и свободу выбора. Вся Его деятельность продиктована любовью к нам. Мы и весь мир сделаны с любовью. Все пороки этого мира идут уже не от Бога, а от нашего невежества и злоупотребления своей свободой выбора.

Но что же означает это всем известное слово любовь? Это потребность души объединиться с какой-то привлекательной личностью и активно обмениваться с ней отношениями. Такая потребность существует у души потому, что душа является частью целого (Бога). Деталь механизма имеет смысл только как часть целого. В отрыве от механизма она бесполезна. Так же и душа, оторвавшаяся от Бога, ощущает себя одинокой и никому не нужной. Это одно из самых сильных страданий для души. Не зная Бога, душа пытается обмениваться любовью с теми, кто кажется ей привлекательными. Но Бога и Его любовь заменить не может никто, и потому наши чувства не получают полного удовлетворения.

Любовь – это не просто некое фантомное состояние, которое спонтанно посетило нас, а потом так же внезапно исчезло.

Такое понимание превращает любовь в неконтролируемый и неуловимый феномен типа НЛО, которые летают где-то вокруг нас, но в руки не даются. На самом деле любовь – это не просто мимолетное состояние души. Слово «любовь» происходит от глагола «любить», а глагол указывает на действие. То есть любовь как состояние является производным от любви как действия. Спонтанно она может только пробудиться, но чтобы она сохранилась и приумножилась, нужно знать закон развития любви. Когда мы перестаем действовать в духе любви, тогда исчезает и состояние любви. То есть любовь тесно связана с идеей служения. Если мы перестаем служить объекту своей любви, постепенно уходит и чувство. Любовь без служения – фикция. Нелепо говорить кому-то о любви и при этом ничего не делать для этого человека. В чем же любовь тогда проявляется, если не в служении объекту любви?

Как уже говорилось выше, изначальная, чистая и бескорыстная любовь называется термином Према, а эгоистичная любовь этого мира называется термином Кама (вожделение). Эти два вида любви, по сути, являются двумя крайними состояниями одного и того же, как пар и лед являются состояниями одной и той же воды при разных температурах. Кама является трансформацией Премы, как лед является трансформацией пара.

Один из основоположников современной психотерапии З.Фрейд полагал, что Кама или мирское вожделение является основой нашего бытия, а творческую активность и духовные чувства он считал сублимацией или трансформацией нереализованной сексуальной энергии. Поэтому Фрейд полагал, что поиски высшего смысла жизни – это патология, вызванная тем, что человек не может реализовать свою сексуальную программу. У этой философии сейчас много последователей. Согласно Ведам все обстоит с точностью до наоборот. То есть нереализованная духовная любовь (Према) превращается в мирское вожделение (Кама). И главной задачей человеческой жизни является обратная трансформация вожделения в любовь. Для этого и существует процесс бхакти-йоги, основы которого описаны в статье «Духовная наука» в июльском номере «Восточного Базара». Интересно, что сходные идеи высказывал известный педагог Макаренко: «Любовь не может быть выращена из простого зоологического полового влечения. Силы настоящей любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая».

Во всех подробностях метафизика и трансформация любви представлены в ведических трактатах. Искусство Камы или физической любви описано в Кама-сутре, а искусство духовной любви – Премы – изложено в Веданта-сутре (точнее в комментарии к ней). Этот многотомный комментарий на Веданту доступен на русском языке под названием «Шримад Бхагаватам», и он подробно описывает природу любви между чистой душой и Богом. Заключительная часть этого великого трактата составлена в отдельную книгу «Источник вечного наслаждения» и рассказывает о личной жизни Бога, когда Он последний раз был на земле в Своем изначальном образе Кришны.

Там говорится о пяти основных формах любви к Богу: нейтральные отношения, отношения господина и слуги, дружеские отношения, отношения родителя и ребенка, супружеские отношения. Каждый из этих видов любви дает свой особый вкус и имеет свое отражение в этом мире. Именно этот вкус побуждает нас вступать в подобные отношения здесь. Если какого-то типа любви в нашей жизни нет, жизнь неполноценна, т.к. в ней нет определенного вкуса.

Мирская любовь сначала вспыхивает ярко, но постепенно угасает. Духовная любовь имеет противоположную динамику. Сначала она имеет форму небольшой веры в Бога, но постепенно, обогащенная духовным знанием и опытом, набирает силу. Строго научный процесс очищения сознания дает предсказуемый и стойкий результат.

Вот признаки прорастающей любви к Богу: избавление от страданий, развитие всех внутренних качеств души и ощущение внутреннего счастья. Это подобно тому, как человек, который ест пищу, одновременно ощущает вкус, насыщение и избавление от голода.

Итак, превращение вожделения в любовь – главная задача человеческой жизни. Но она трудна, т.к. у вожделения в этом мире много стимуляторов, а у духовной любви мало. Поэтому основой процесса бхакти-йоги или искусства вечной любви является стимуляция наших внутренних духовных чувств самым прекрасным образом Кришны. Это подобно тому, как слюнные железы стимулируются видом лимона. У каждого есть опыт мирской влюбленности, когда в нашей жизни появляется человек, который извне своим образом активизирует нашу внутреннюю способность любить. Мы не можем полюбить абстракцию, нам нужен конкретный образ. Новичку в духовной жизни образ Кришны (всепривлекающего) может показаться не очень привлекательным. Веды объясняют это следующей аналогией. Больному желтухой сладкие леденцы кажутся горькими. Но нет другого способа вылечиться от желтухи, кроме как продолжать принимать сладкую глюкозу, хотя она и кажется горькой. По мере выздоровления к языку вернется способность ощущать сладость. Так же человек, чьи чувства поражены «желтухой невежества», не способен оценить сладостный образ Кришны. Поэтому сначала необходимо теоретически познакомиться с Ним, получая духовное знание Вед, тогда духовная практика станет естественной и приятной.

Изначально статья была размещена здесь: http://nimai.ru/philosophy/znanie/1426