Веды и Христианство (III)

В этой статье мы продолжим сравнительный анализ ведической и христианской традиций с целью выявления сходных моментов. Вера или интерес к духовной жизни пробуждается в сердце человека под воздействием благотворного общения. Обе традиции сходно описывают этот процесс.

tushkin41 В этой статье мы продолжим сравнительный анализ ведической и христианской традиций с целью выявления сходных моментов. В прошлый раз мы закончили описанием практики молитвы или воспевания Святых Имен Бога, которые признаются в обеих традициях как самый прямой процесс связи с Богом. Но практике предшествует вера или интерес к духовной жизни, который пробуждается в сердце человека под воздействием благотворного общения. Обе традиции сходно описывают этот процесс. В Евангелие об этом сказано так: «Вера рождается от слушания, а слушание от Слова Божия».

То есть вера – это некий отклик из глубин души, который возникает, когда душу стимулируют извне духовной информацией. Если бы внутри ничего духовного не было, то и отклика тоже не было бы. Это подобно тому, как слюнные железы начинают вырабатывать слюну под воздействием соответствующих запахов или вкусов.

В Ведах по этому поводу говорится, что глубоко в душе или в самой сердцевине нашего сознания уже содержится духовное знание и любовь к Богу. Это подобно тонкой струне, которая приходит в резонанс при контакте с духовной вибрацией извне. Это происходит только в том случае, если душа не сильно скована последствиями негативной деятельности в прошлом. В противном случае этого резонанса до поры до времени не возникает, и вера, как надежда на лучшее будущее, не имея духовного выхода, устремляется в противоположном направлении. Она превращается в интерес к материальному прогрессу. Но полностью без веры человек жить не может, т.к. она составляет саму основу нашего бытия. Просто меняется ее вектор.

Иногда материалистично настроенные люди подшучивают над верующими как над людьми, погруженными в иллюзию. Однако опыт материальной жизни на каждом шагу демонстрирует нам необоснованность наших надежд и ожиданий или, в лучшем случае, временную и нестабильную природу наших мирских успехов. При этом люди продолжают верить в путь материального развития как единственно верный. Не является ли это слепой верой в несбыточное?

Теперь рассмотрим параллели в представлениях о материальном мире. Обе традиции считают вселенную замкнутой сферой, внутри которой существуют три мира или три уровня планетных систем. Веды называют вселенную термином «брахманда» (светящееся яйцо), которое покрыто семью слоями из природных первоэлементов (земля, вода, огонь, воздух, пространство и т.д.) В Ветхом Завете в «Книге бытия» при описании творения мира говорится: «…и назвал Бог твердь небом». Это означает, что внутреннее пространство вселенной ограничено твердой оболочкой. То, что сейчас кажется нам наивностью человека ветхозаветных времен, на поверку вполне может оказаться нашей собственной наивностью в вопросе восприятия мира. Нет более неопределенной науки, чем космология, в которой между собой спорят сорок различных теорий, утверждающих порой прямо противоположные концепции.

Большинство ученых уверено в том, что космос – это открытая система, не имеющая границ, но недавно появилась концепция о том, что все-таки космос замкнут и не так велик, как нам кажется. Это вполне соответствует и ведической, и христианской традиции. В «Послании к римлянам» так же говорится: «По всей земле прошел голос пророков и до пределов вселенной слова их». Из этого опять же следует, что по христианской традиции у вселенной есть пределы. В Послании к евреям (1.6) также сказано, что Бог-отец вводит Первородного (Христа) во вселенную. Это означает, что Христос пришел из-за пределов вселенной. Кстати, в Ведах для всех божественных воплощений в этом мире используется термин «аватара», что в буквальном переводе означает «пересекающий границы материи», т.е. пришедший в наш замкнутый мир из духовной реальности.

Что касается «трех миров» внутри вселенной, в Евангелие в связи с этим говорится: «Дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних». Эти три уровня бытия – небесные, земные и преисподние – в Ведах соответствуют трем основным силам материальной природы: благости, страсти и невежеству. Миры небесные находятся под воздействием силы благости, и их обитатели живут там в своих тонких телах, без физических оболочек. Им нет нужды, подобно нам, заниматься экономической деятельностью ради поддержания. Смысл их жизни – это погруженность в мир эмоций и идей на астральном уровне бытия. Средний мир – это мир страсти, где мы покрыты физическими телами и вынуждены большую часть времени отдавать поддержанию этих тел и борьбе за выживание, а облегчение этой борьбы мы привыкли называть материальным прогрессом. На уровне страсти в нас происходит борьба между внутренним духовным началом и побуждениями плоти. Миры преисподние – это планеты под влиянием силы невежества. Невежество там проявляется в том, что они совершенно не ведают о своей духовной природе и полностью погружены в технократию. То есть в отличие от людей, которые мечутся между духовным и материальным, жители низших миров являются неисправимыми материалистами. Их успех – это технические достижения. Если раньше земля, как планета среднего уровня, больше находилась под влиянием высших миров, и в легендах разных народов мы находим описания контактов с высшими существами или ангелами, то сейчас земля оказалась во власти низших цивилизаций, которые отвращают людей от духовности, давая взамен технические игрушки. Именно из низших миров прилетают НЛО со своими тайными миссиями. Под их влиянием люди земли представляют себе будущее как полную роботизацию и механизацию.

В отличие от этого «технократического рая» духовная реальность изображается в Священных писаниях как свободная от всех механизмов, т.к. там все обладают совершенными духовными телами, и все желания исполняются от одной мысли. Там нет строгих законов материального мира, которые ограничивают нашу свободу. Здесь же мы вынуждены придумывать разные механизмы, чтобы преодолеть давление материи.

Итак, с одной стороны, в Евангелие говорится о том, что «Царствие Божие находится внутри нас и приходит неявленно», то есть является нашим внутренним духовным состоянием, а с другой стороны, в «Откровении» дается конкретное описание города Бога. Подтверждением того, что духовный мир – это не просто наше субъективное состояние, является утверждение Христа: «В доме Отца моего обителей много». Веды тоже подтверждают многослойную структуру духовного мира. Там говорится, что Господь в своих различных воплощениях пребывает в разных сферах высшей реальности и его разнообразные формы порождают разные настроения и виды поклонения Ему. Именно это является коренной причиной существования различных религий в этом мире. То есть можно сказать, что как здесь существуют разные страны с разными культурами, так и в духовном мире существует разнообразие, но там нет вражды между жителями различных сфер духовного бытия. Все понимают, что Бог един, но все обладают различными индивидуальными чертами и потому служат разным воплощениям Бога. Единство понимания смягчает разнообразие эмоций и отношений к Богу. Пользуясь этим правилом, мы можем привести все религии мира к общему знаменателю, единому духовному знанию, которое составляет фундамент религии. В этом случае разнообразие внешних черт не будет смущать представителей различных традиций.

Например, в Ведах говорится о величии, силе и всепроникающей природе Бога, и в этом аспекте Его называют Вишну (древнеславянское Вышний – стоящий выше всех). Люди, которых больше привлекают именно такие черты Бога, обращаются к Нему в духе благоговения и почтения. Поэтому они склонны поклоняться величественной четырехрукой форме Вишну, т.к. она вызывает у них соответствующее смирение (cм.рис). Кроме того, один и тот же Вишну имеет много разнообразных форм, которые привлекают разные души. Те же, кто склонен видеть в Боге не столько могущественного начальника или отца, а скорее друга, сына или даже возлюбленного, более вероятно привлекутся образом Кришны, который стимулирует нас на спонтанные любовные отношения без особой дистанции между нами и Ним. Формально эти несколько разные формы поклонения можно назвать разными течениями в рамках одной религии. Но, по сути, между Кришной и формами Вишну нет разницы, т.к. это одна и та же личность. Просто Вишну – это Бог «на работе», а Кришна – это Бог «дома».

Итак, вера в превосходство своей традиции и эмоциональная привязанность к конкретному образу Бога – это то, что разъединяет людей. А знание, дающее понятие о единстве в разнообразии и разнообразии в единстве, – это то, что объединяет. Поэтому фундаментом религии должно быть духовное знание, а не просто вера, основанная на национальной принадлежности.

При описании города Бога в Евангелие сказано: «Он не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия освятила его». А в «Бхагавад-гите» (15.6) Кришна говорит: «Эта моя небесная обитель не освящается ни солнцем, ни луной, ни другим источником света». Это означает, что духовный мир обладает самосветящейся природой и не нуждается во внешних источниках света.

Духовная реальность отличается от нашей также и течением времени. В Евангелие об этом сказано так: «У Господа один день как тысяча лет». А в Бхагавад-гите (8.16) о соотношении времени людей и высшего мира говорится: «Тысяча эпох вместе взятых составляют один день Брахмы (вторичного творца)». Хотя Брахма не всевышний, но общий принцип в данном случае понятен: то, что в нашем восприятии кажется целой эпохой, наверху воспринимается, как мгновенье.

А что же в Священных писаниях сказано о самом Боге? Евангелие говорит о Нем не очень определенно: «Единый, имеющий бессмертие, который обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная. Аминь!». Несмотря на то что это утверждение верно, оно не является полностью исчерпывающим, т.к. описывает скорее нашу ограниченность, чем Его безграничность. Действительно, человеческое восприятие запрограммировано на ограниченные пространственно-временные характеристики, и Бог явно находится за пределами нашего спектра восприятия. Однако Он может открыться нам, если мы станем достойны этого. Как гласит ведическая поговорка: «Если вы захотите увидеть царя – это будет непросто. Но если царь захотел увидеть вас, тогда вы так же, без труда, увидите Его». Поэтому Веды мудро рекомендуют: «Не пытайтесь увидеть Бога, но живите так, чтобы Он вас заметил». Тем не менее, искреннее стремление увидеть Бога (не из спортивного интереса, а ради вдохновения) не является порочным, и потому в одной из ведических молитв «Ишопанишад» говорится: «О мой Господь, пожалуйста, устрани это ослепительное сияние, исходящее от Тебя, и открой мне Свой истинный лик».

Таким образом, божественный свет или просветление, которое многие принимают за высшую цель духовной жизни, на самом деле является лишь начальным этапом постижения Бога, т.к. за этим ярким светом скрывается его источник – Верховная Личность Бога.

Изначально статья была размещена здесь: http://nimai.ru/philosophy/znanie/1439