Три вида счастья

Все, не сговариваясь, стремятся к счастью. Это стремление является естественным для всех, т.к. счастье – это одно из трех свойств души или сознания. Поэтому достижение счастья можно назвать целью жизни. Но пока душа оторвана от Бога, представления о счастье у всех разные.

clip_image001_0027 Все, не сговариваясь, стремятся к счастью. Это стремление является естественным для всех, т.к. счастье – это одно из трех свойств души или сознания (вечность, знание, счастье). Поэтому достижение счастья можно назвать целью жизни. Но пока душа оторвана от Бога, представления о счастье у всех разные. Поэтому образ жизни у всех тоже разный. Цель определяет средства или образ жизни, ведущий к этой цели. Проследим связь цели и образа жизни и рассмотрим, какие основные цели в связи со своими представлениями о счастье, ставят перед собой люди.

Кажется, что разнообразие жизни не позволит нам учесть всех вариантов. Но все же можно видеть, что цели группируются по нескольким основным направлениям. И есть ведическая методология, которая дает принципиальную типизацию всех явлений в этом мире. Веды говорят о том, что вся материя действует под влиянием трех энергий: благости, страсти и невежества, которые, перемешиваясь в разных пропорциях, порождают все разнообразие жизни. Более подробно об этих трех качествах (гунах) я писал в №4 за 2002. Рассмотрим эти три основных влияния в их чистом виде, а все остальное будет вариациями на тему.

Начнем с низшего качества – невежества. В невежестве человек не знает своей природы, не ставит перед собой никаких достойных целей и потому ведет весьма расслабленный образ жизни. Перед ним нет никакого идеала, который помог бы ему мобилизовать свои силы. Поэтому такие люди и внешне живут неблагополучно, и внутренне пусты. Раз нет созидательной деятельности, значит, остается деятельность разрушительная. Такие люди становятся на путь саморазрушения, даже не подозревая этого. В «Бхагавад-гите» (18.39) Кришна так описывает это: «Счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности достичь духовного самоосознания, которое с начала и до конца является призрачным, порожденное сном, ленью и иллюзией, называют счастьем в гуне невежества».

Практически это означает, что человек просто прожигает жизнь, не понимая, для чего он живет. Его не интересует ни созидание (страсть), ни просветление (благость). Такой персонаж завидует активным и успешным людям и потому постоянно критикует их. Тех, кто идет путем просветления, такой невежда считает просто сумасшедшими, хотя на самом деле именно он является отклонением от нормы. Такие невежественные люди составляют балласт общества. Именно этот слой является наиболее криминогенным. Эти люди черпают счастье в алкоголе, наркотиках, чрезмерном сне. Поскольку их собственная жизнь неинтересна, они любят жить жизнью героев телесериалов. Цветная жизнь на экране – это легкий побег от своей серой и бессмысленной реальности. Депрессии, скандалы, разрушение своего здоровья, разрушение отношений – таковы постоянные спутники тех, кто пытается найти счастье в невежестве. По сути, они просто бегут от реальности, т.к. не могут ее преобразовать или найти в ней достойное место для себя. В этом побеге от реальности и состоит их иллюзия.

Теперь рассмотрим счастье в гуне страсти. В Бхагавад-гите (18.38) оно определяется так: «Счастье, которое человек испытывает, когда его чувства соприкасаются с объектами чувств, которое вначале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, является счастьем в гуне страсти». Это знакомый нам вид счастья, когда мы добиваемся материальных целей и когда мы можем видеть, слышать, ощущать приятные для чувств вещи. Итак, цель жизни под воздействием страсти – это в лучшем случае творчество, а чаще – это накопительство, наслаждение дорогими вещами, достижение престижа, высокого статуса, внешний блеск. Какой образ жизни порождает такая цель? Это жизнь, пронизанная духом соперничества, зависти, корыстных отношений и дипломатии. Человек под влиянием страсти перенапряжен, вынужден лицемерить и обманывать. Он озабочен созданием ложного имиджа, часто испытывает стресс, приносит настоящее в жертву будущему. То есть, страсть заставляет человека постоянно лезть из кожи, играть искусственные роли. По сравнению с невежеством, стандарт гуны страсти – это шаг в сторону созидания и прогресса. Но поскольку цели в гуне страсти не соответствуют внутренним ценностям души и просто навязываются нам потребительским обществом, они в перспективе ведут к разочарованию и опустошению. Энергия души потрачена на внешние достижения, а сама душа ничего не получила. То есть, мы чувствуем себя внутренне обманутыми. Поэтому и говорится, что счастье в гуне страсти сначала подобно нектару, а в конце подобно яду. Это значит, что оно дает кратковременное удовлетворение, но потом все это надоедает. Главная ошибка людей в гуне страсти состоит в том, что они не учитывают разрушительного действия времени. Время старит и убивает тело и все материальное, что с ним связано. Оно обесценивает все ложные ценности. Поэтому даже внешне успешный человек в конце концов теряет все.
Счастье в гуне благости является, пожалуй, самым непонятным по своей цели и образу жизни, ведущему к этой цели. Тем не менее, именно это ближе всего стоит к интересам души или нашего глубинного, истинного «я». «То, что вначале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару, состояние, в котором человек достигает самоосознания, называют счастьем в гуне благости» (Бхагавад-гита, 18.39).

Почему такой тип счастья вначале кажется ядом? Потому, что когда на основе знания человек начинает перекраивать свою жизнь, питание, дурные привычки, это не очень приятно уму, но разум свыше проводит эти реформы. Это подобно процессу отвыкания от табака или наркотика, когда синдром абстиненции создает ощущение муки, до тех пор, пока все токсины не уйдут из организма. Нужно просто на основе разума перетерпеть трудный период перехода к здоровой жизни, а потом это станет естественным. После стадии очищения от дурных привычек то, что казалось ядом, превращается в нектар. Это значит, что человеку в страсти и невежестве духовная жизнь кажется ядом, так же, как больному гепатитом сладкое кажется горьким. Но нет другого способа излечения, кроме как принимать сладкую глюкозу, хотя больной не чувствует сладости. Когда он выздоравливает, вкус возвращается к языку.

Этот тип счастья помогает нам открыть свое внутреннее «я». Это самое главное открытие жизни, которое невозможно сделать без духовного знания. Без света солнца все кажется серым и безликим, но в свете солнца драгоценные камни проявляют свой истинный цвет. Благодаря свету духовного знания и мы можем увидеть себя как вечную душу и понять свои вечные потребности.

Итак, отсутствие цели (невежество) ведет к разрушительному образу жизни и деградации. Ложная цель (в страсти) дает временное удовлетворение и разочарование в перспективе. Истинная цель (в благости) позволяет человеку гармонизировать внешние и внутренние интересы. Невежество должно быть сведено к абсолютному минимуму. От влияния страсти человек не может уйти полностью. Но при помощи духовного знания, культуры и практики наши страсти можно облагородить и подчинить высшей цели.
Чтобы цыпленку родиться, нужно разбить скорлупу. Чтобы человек духовно прозрел, необходимо выйти из «скорлупы» иллюзорных ценностей.

Изначально статья была размещена здесь: http://nimai.ru/philosophy/znanie/1541