Духовная наука

Обычно в сознании людей наука и религия находятся по разные стороны баррикад и несовместимы друг с другом. Но действительно ли научная мысль обязательно должна исключать всякую духовность?

tushkin39 Обычно в сознании людей наука и религия находятся по разные стороны баррикад и несовместимы друг с другом. Но действительно ли научная мысль обязательно должна исключать всякую духовность, или нынешняя ситуация – всего лишь временная аномалия развития (точнее деградации)?

Дело в том, что в западном мире теологи не смогли научно представить законы Бога и самого Бога, и потому на Западе возник раскол между наукой и религией. Видя силу авторитета науки, некоторые теологи согласились подкорректировать свои доктрины, чтобы идти в ногу со временем. Ряд церквей принял недоказуемые спекуляции об эволюции человека из обезьяны, хотя они не являются ни научными, ни, тем более, библейскими. С другой стороны, некоторые фанатичные теологи полностью отрицают всякую науку и держатся за иррациональные догмы типа того, что человек был создан из пены морской.

Лишенная систематической теологии, западная мысль разделилась на три основных направления: наука, философия и религия. Наука пошла по пути грубого материализма, ведущего к саморазрушению. Философия выродилась в поверхностный релятивистский анализ и этику. Не имея духовных корней, западная философская мысль не приемлет ничего абсолютного. А поскольку абсолютной истины якобы нет, или, по Ф. Ницше, «Бог – мертв», то нет и объективной шкалы ценностей и объективных этических норм. Отсюда рождается философия и этика вседозволенности. У каждого свой Бог, своя истина, свои понятия о нормах поведения. Очевидно, что при внешней привлекательности такой философии последствия ее весьма разрушительны.

Что касается западной религии, она превратилась в иррациональный фанатизм, догматизм и мистицизм, лишенный философской и научной основы. Итак, эти три ветви знания должны быть в гармонии, но лишенные единой цели, они раскололись и движутся в разных направлениях, как лебедь, рак и щука. Например, наука пытается заниматься клонированием или исследованием космоса, а религия ее за это осуждает. Философия же выступает в качестве судьи и пытается установить – кто же прав?

Однако если в качестве мировоззренческой альтернативы взять Веды, мы увидим, что Ведические технологии (наука) не вступают в противоречие с религией и философией Вед. Веды – это и наука (прикладное материальное знание), и целостная философия, и духовная практика, возвышающая сознание и дающая человеку непосредственный духовный опыт. Итак, в Ведах мы обнаружим и строгую научную логику, и потрясающую метафизику, которые органично уживаются друг с другом и создают целостную картину реальности, в которой нет белых пятен.

Грамотный читатель может возразить: «Как Веды могут описывать реальность, если они называют этот материальный мир иллюзией?» Да, действительно Веды называют этот мир иллюзорным, но не в смысле того, что его нет, а в смысле того, что он обладает природой тени или отражения, которые можно назвать формой иллюзии, т.к. они не несут в себе никакой субстанции. Но для того чтобы иллюзия существовала, где-то должна быть реальность, от которой эта иллюзия является производной. Другой пример: пластиковый муляж яблока. Оно реально существует, но оно иллюзорно в том смысле, что не имеет реальных качеств яблока (питательности и вкуса). Более того, сама материя не может вводить нас в иллюзию. Ведь кусок пластика сам не может принять форму иллюзорного яблока. Это должен кто-то сделать сознательно. Поэтому материя превращается в иллюзорный мир лишь тогда, когда Бог придает материи облик, подобный облику реальности.

Итак, какова же реальность? В основе ведического мировоззрения лежат несколько последовательных и логически связанных постулатов, которые формируют целостную картину бытия.

Постулат 1. Источником сознания и материи является Абсолютная Истина, которая обладает притягательной природой, обозначенной именем Кришна (Бог всепривлекающий). Он имеет все признаки личности: Он знает, любит, наслаждается, защищает и т.д. Он владеет разнообразными энергиями. Он причина всего, но сам Он не имеет причины.

Постулат 2. Есть бесконечное множество живых существ (душ, носителей сознания). Они качественно равны Кришне, но количественно отличны от Него. Они тоже могут что-то знать и уметь, но в ограниченной степени. Они обладают свободой выбора, который определяет их будущее.

Постулат 3. Есть два вида реальности: духовная (первичная) и материальная (вторичная), которая является искаженным отражением духовной реальности. В духовном мире живут души, находящиеся в гармонии с Богом. В материальном мире живут те души, которые отвернулись от Бога. За душой всегда остается свобода выбора, в которую Бог не вмешивается.

Постулат 4. Если душа выбирает материальный мир, сила времени через три гуны (благость, страсть, невежество) и закон кармы ограничивает возможности души, наделяя ее разными внешними телами, в которых сознание души проявлено в разной степени.

Постулат 5. Хотя душа может уйти от Кришны, Он никогда не покидает ее, находясь в каждом теле и каждом атоме как Сверхсознание (Вселенский Разум), т.к. душа не может сама управлять даже собственным телом.

Постулат 6. Если душа хочет вернуться в духовную реальность, она опять должна принять главенствующее положение Бога и восстановить отношения с Ним через связующий духовный процесс.

Во всей этой ведической концепции наиболее сложным для людей является принять и воспринять Бога. Так как если Он практически не ощутим, тогда вся эта парадигма рушится, ведь Бог в ней является точкой отсчета. На веру Его многие принять не хотят, а эксперимент сложен, т.к. его надо проводить на себе, а не на мышах. Однако человеческая жизнь для того и предназначена, чтобы ощутить опыт присутствия Бога. Наше тело является энергетической установкой, правильно пользуясь которой, душа может войти в контакт с Богом и достичь максимального счастья. Еще тело можно сравнить с лестницей, по ступенькам которой поднимается душа, переходя от физических потребностей к чисто духовным. Если человек использовал временное тело для блага вечной души, тогда в конце жизни он становится духовным миллионером, т.к. его ожидает непосредственная встреча с Богом. Как же грамотно использовать временное тело в интересах вечной души?

Сейчас мы рассмотрим вполне научный подход к практическому восприятию Бога. Все эксперименты, основанные на эмпирическом наблюдении в ограниченном пространстве и времени не могут дать восприятия всепроникающего и беспредельного существа, которым по определению является Бог. Поэтому наш эксперимент будет относиться не к внешнему трехмерному наблюдению, а к внутреннему восприятию, которое, однако, отличается от произвольных фантазий и самовнушения.

Итак, процесс, позволяющий ощутить присутствие Бога в реальности, называется йога. На Западе это слово ассоциируется с комплексом гимнастических упражнений, но это лишь одна из разновидностей йоги. В целом, йога означает «воссоединение» и представляет собой многоступенчатый процесс связи с Богом, дающий разные практики в зависимости от уровня человека. Веды выделяют четыре основных уровня, в которых есть свои подступени:

  • Карма-йога (связь с Богом через самоотверженную деятельность);
  • Гйана-йога (связь с Богом через развитие духовного разума);
  • Дхйана-йога (связь с Богом через тело и разум); частью этой йоги являются различные знакомые нам упражнения и особая система дыхания.
  • Бхакти-йога (связь с Богом через деятельность, разум и преданность души).

    Бхакти-йога является кульминацией всех систем йоги, т.к. она включает в себя все наши структуры (тело, разум, психику и душу), и потому она наиболее естественна для человека. Она задействует в процессе йоги все наше бытие и потому дает максимальный эффект. В процессе бхакти-йоги восстанавливаются сенсорные способности души по восприятию Бога. Сейчас Бог находится рядом с нами как Сверхсознание в сердце, но мы не чувствуем Его. Разве это нормально?

    Практика бхакти-йоги подобна излечению амнезии, когда больному человеку показывают родственников и рассказывают об их совместном прошлом. Так он постепенно вспоминает и свои родственные отношения с Богом. Бхакти-йога дает свой эффект лишь при соблюдении условий эксперимента и включает в себя несколько основных установок:

    1-й пункт Бхакти-йоги: душа и Кришна – родственники (обладают одной природой), поэтому с самого начала практики отношение к Кришне должно быть доброжелательным. Это начальная установка. Раз Он личность, Он имеет право и не открыться, если мы плохо о Нем думаем.

    2-й пункт Бхакти-йоги: если наши внешние чувства ограничены, как сделать первый шаг к Кришне?

    Решение: Кришна может общаться с нами изнутри и снаружи через духовного учителя (Гуру). Поскольку в начале духовной практики мы не способны почувствовать Бога в сердце, Он приводит нас к Гуру и тот дает нам первые наставления в Бхакти-йоге.

    Сначала новичок полностью зависит от внешних наставлений, потом начинает понимать голос Кришны изнутри.

    3-й пункт Бхакти йоги: Бог тоньше наших внешних чувств, притупленных и перегруженных постоянным потоком информации из физического мира. Поэтому Гуру дает ученику процесс очищения внутренних чувств, что позволит ученику через некоторое время начать ощущать присутствие Бога. Наставления Гуру сводятся к набору рекомендаций, которые ограничивают поток негативной информации в сознание ученика и усиливают приток духовной информации (молитва, повторение мантры, чтение Вед, поклонение личностному образу Бога и т.д.). Как будущий ученый должен подготовить себя к восприятию сложных математических понятий, которые совершенно непонятны непосвященному, так и адепт духовной науки готовит свое сознание к вхождению в тонкую духовную реальность, скрытую от глаз обычных людей.

    Самое главное, что необходимо для успеха в этом духовном эксперименте – это правильный настрой сознания. Современные ученые изучают материю с желанием ее покорить. Но Бога покорить нельзя, поэтому этот мотив должен быть отброшен с самого начала. Бога можно достичь, лишь внутренне не желая Его эксплуатировать. Поскольку Он находится прямо в нашем сердце, Он прекрасно понимает наши мысли и желания. Он открывается только совершенно искренним и чистым душам, которые хотят любить Его и служить Ему.

    Этими доказательствами бытия Бога можно было и не заниматься, ведь в современной науке тоже есть недоказуемые, но общепринятые компоненты. Например, в математике есть мнимое число (i) – квадратный корень из минус единицы. Этого числа нет в ряду натуральных чисел. Однако важные разделы математики (теория аналитических функций) основаны на этой мнимой единице. Так же нет научного эксперимента, доказывающего 3-й закон термодинамики, но наука принимает его и пользуется им.

    Итак, все это было изложено лишь для того, чтобы показать, что постижение Бога – это не что-то иррациональное, а строго научный процесс, в котором есть свои обязательные и необходимые условия. Сейчас религиозные проповедники (особенно на Западе) превратили практику постижения Бога в сентиментальный фарс. Там нет ясного знания ни о душе, ни о Боге, ни о процессе, их связующем. Поэтому западные интеллектуалы не воспринимают религию так, как они воспринимают науку. Но реанимация древней мудрости Вед по всему миру постепенно возвращает религии статус прикладной духовной технологии, науки всех наук, позволяющей душе реализовать три своих потребности: вечность, знание и блаженство.

    Изначально статья была размещена здесь: http://nimai.ru/philosophy/znanie/1417