Духовные точки планеты (I)

Этой статьей я начинаю серию небольших зарисовок о священных местах Индии, которые я посетил с семьей в феврале-марте этого года. Раз в три года мы погружаемся в мир удивительных вкусов, запахов, звуков и образов этой необычной страны, где присутствие Бога ощущается почти на каждом шагу. В этот раз мы решили начать свое путешествие с юга – c города Тирупати.

clip_image001_0012 Этой статьей я начинаю серию небольших зарисовок о священных местах Индии, которые я посетил с семьей в феврале-марте этого года. Чтобы подзарядить свои «духовные батареи», раз в три года мы погружаемся в мир удивительных вкусов, запахов, звуков и образов этой необычной страны, где присутствие Бога ощущается почти на каждом шагу. В этот раз мы решили начать свое путешествие с юга – c города Тирупати. Главная достопримечательность Тирупати – это древний храм на горе Тирумала, в котором находится статуя Вишну по имени Баладжи (Всемогущий). Это Божество считается самопроявленным (нерукотоворным), и появилось оно там около пяти тысяч лет назад. История появления этой формы Всевышнего в этом месте слишком эзотерична и длинна, но прославилось это Божество тем, что исполняет материальные желания верующих за пожертвование в этот храм.

clip_image002_0003 Если кому-то такой подход покажется корыстным со стороны Бога, то дело обстоит прямо противоположным образом. Бог – источник всех богатств и ни в чем не нуждается, но мы нуждаемся в Его благословениях. Через пожертвования Он приучает нас возвращать энергию в первоисточник. Смысл духовной жизни – отдать Богу свое сердце. Сейчас деньги занимают значительное место в сердце человека, и потому, отдавая в храм деньги, человек отдает часть своего сердца, инфицированного мирскими пороками. Отдавая Богу свое, человек с течением времени сможет отдать и себя самого. Так он из потребителя превращается в человека дающего, и постепенно мотивы его поклонения Богу очищаются. Так Баладжи постепенно превращает мирских верующих в святых людей, достойных возвращения в духовный мир, что является благом для них самих.

Храм Баладжи находится в лесистых горах, и приличную дорогу к нему построили только в 1985 году. Раньше паломники добирались до этого храма пешком по лесным тропинкам. Обычных туристов к этому храму не пускают, только верующих. Но полицейские кордоны даже их проверяют на предмет наличия сигарет и алкоголя. В этом священном месте власти сами следят за моральной чистотой. На извилистой горной дороге очередной наряд полиции заставил нашу машину прижаться к скале и пропустить целый кортеж – это из Дели специально на поклон к Баладжи прилетел вице-президент Индии.

clip_image003_0001 Несмотря на свою труднодоступность, этот храм является самым посещаемым и богатым в мире. Ежедневно через него проходят до 50 тысяч паломников. В живой очереди приходится ждать 7-9 часов, чтобы на несколько секунд иметь возможность лицезреть Баладжи и мысленно произнести свое желание. Нам, как иностранцам, удалось попасть в льготную очередь для VIP за небольшую плату. Эта очередь вклинивается в основную примерно на середине, и мы простояли в ней всего три с половиной часа. Очередь движется по крытому коридору с решетками вместо стен. Сначала даже есть возможность посидеть на скамейках, которые стоят вдоль очереди. Торговцы продают воду и соки, есть туалет. Но постепенно все эти удобства исчезают, обе очереди сливаются в одну и напряжение, подпитываемое усталостью и нетерпением, нарастает. Невольно вспоминаешь библейскую фразу о том, что начинается путь к Богу с широкой дороги, а входим к Нему узкими вратами. Смысл этой метафоры в том, что на начальном этапе духовной жизни нам еще многое позволено. Но чем ближе человек становится к Богу, тем больше он сам себя ограничивает в материальном, сосредоточиваясь на высшей цели. Примерно такое же мы испытали, постепенно приближаясь к заветному алтарю.

clip_image004_0001 Перед самыми воротами храма мы проходим последний полицейский кордон, где нас проверяют металлоискателями и на время изымают все телефоны, видеокамеры и фотоаппараты.

И вот мы выходим на финишную прямую. По пологому подъему движемся к воротам храма, за которыми находится само Святилище. Неожиданно мы чувствуем, что стопы вдруг стали мокрыми (обувь сдана в камеру хранения еще перед началом очереди, т.к. в храмы в Индии входят только босиком). Это из кранов льется вода прямо под ноги паломникам, чтобы омыть им стопы, перед тем как они войдут в храм.

Во внутреннем дворе храма расположено Святилище, где установлено Божество. Купол и стены покрыты чистым золотом. Статуя Вишну высотой два с половиной метра, вся покрытая золотом и драгоценными камнями, стоит в глубине алтаря, метрах в 4-5. Ближе подойти нельзя. Несмотря на долгое ожидание в очереди, встреча оказывается неожиданной. Хотя Его глаза закрыты двумя вертикальными белыми полосками (глаза б Мои на вас не смотрели, грешники неисправимые), Его всевидящий взгляд пронзает нас, как лазерный луч, проникая в самую глубину сердца, и невольно становится стыдно за свои глупые желания. Из вечного бытия Он взирает на нашу суету, и за несколько секунд под его строгим, но любящим взглядом мы становимся внутренне более зрелыми.

Обычно полиция подталкивает паломников, чтобы они не задерживались перед алтарем больше, чем на 10-15 секунд. Но меня сам полицейский схватил за руку и сказал: «Стой и смотри». Так мы простояли перед алтарем минуты полторы, пытаясь переосмыслить свои отношения с Высшей Личностью. Хотя тело устало от долгой очереди, в уме было полное удовлетворение. Как сказано в одном из ведических текстов «Шримад-Бхагаватам» (1.6.18): «Форма Господа сама по себе удовлетворяет желания ума и мгновенно устраняет все противоречия в мыслях».

Выйдя во двор храма и обойдя по часовой стрелке вокруг алтаря, мы опускаем свои пожертвования в специальные мешки. Для завершения церемонии осталось только совершить ритуальное омовение в озере рядом с храмом.

После такого опыта реально понимаешь, что Святые места и храмы – это ретрансляторы духовной энергии из высшей реальности. Это своего рода акупунктурные точки земли, через которые на землю поступает пища для души.

Вокруг храма Баладжи на горе Тирумала находится целый городок с развитой инфраструктурой для паломников и служителей храма. Например, Веда-гири – школа, где дети изучают Веды и учатся искусству храмового поклонения. Это будущие священнослужители для Баладжи. Одновременно там обучается до тысячи детей.

Как и полагается в Святых местах, есть там и местное чудо – Акаша-Ганга. Это небольшой водопад, который не имеет видимого источника и по отвесной скале непонятно откуда стекает вода. Как следует из названия – это один из рукавов реки Ганги, материализовавшийся из пространства (акаша). Согласно Ведам, Ганга – это река, нисходящая на эту землю из Духовного Мира по невидимым космическим каналам. Духовную природу Ганги может ощутить любой, кто хоть однажды зашел в ее священные воды.

Особые свойства воды Ганги отмечены даже учеными. Проведя многочисленные анализы этой воды, они были поражены ее удивительной способностью к самоочищению. Она не портится ни при каких обстоятельствах, и чем дольше она стоит, тем чище становится. Совсем недавно индийский специалист по защите окружающей среды Д.Бхаргабе провел опыты с водой Ганги и заявил, что ее воды намного быстрее, чем воды других рек, уменьшают биохимическую потребность в кислороде и разлагают нечистоты в 15-20 раз быстрее. Таким качеством не обладает даже дистиллированная вода. Английский физик Ханбери Хэнкин на своем опыте убедился, что холерные палочки погибали в воде Ганги в течение 6 часов, тогда как в дистиллированной воде они продолжали размножаться даже через 48 часов.

Французский ученый Герелль очень удивился, обнаружив, что в воде Ганги в том месте, где на берегу лежали тела людей, умерших от дизентерии и холеры, не было никаких возбудителей болезней, которые должны были там находиться в неизмеримых количествах, по научным представлениям. Эти необычные свойства становятся понятными, если мы поймем, что кроме материальной энергии, в этом мире есть еще и духовная энергия, источником которой является высший дух или Бог. От Его стоп в Духовном мире и берет начало эта великая река, которая проявляется здесь для того, чтобы очищать грешников и благословлять праведников.

Изначально статья была размещена здесь: http://nimai.ru/philosophy/znanie/1464