Вера и знание
«Как пылающий огонь превращает дрова в пепел, так и огонь духовного знания сжигает дотла все последствия кармы»
Бхагавад-гита (4.37)
Недавно мне довелось присутствовать на ученом диспуте, во время которого один из участников, осуждая необоснованную уверенность своего оппонента в непроверенных фактах, сказал: «Ученый должен не верить, а знать. Вера – это удел людей, лишенных знания». Действительно, большинство людей считают знание и веру взаимоисключающими понятиями, но если бы это было так, тогда все глупцы были бы верующими, а все разумные – атеистами. Однако в жизни все сложнее. Вера бывает не только в духовные вещи. В основе любой, даже материальной, идеологии лежит вера в ее непогрешимость.
Мы попытаемся исследовать знание и веру с материальной и духовной позиций и попробуем понять, настолько ли они противоположны друг другу или являются просто разными этапами познания.
Когда мы впервые идем в школу или поступаем в институт, мы не знаем своих преподавателей, но мы принимаем на веру все, что они говорят нам и у нас нет другой альтернативы. В данном случае вера является основой знания. Если преподаватель аккредитован государством, значит мы автоматически верим ему. Если этой начальной веры не будет, то и знания мы тоже не получим. Таким образом, вера является просто необходимым условием для получения знания или начальной ступенью знания.
Итак, школьник или студент поверил учителю и получил обычное мирское знание. Какова же судьба этого знания? Является ли оно абсолютно верным и неизменным? Увы! Мы гордимся современным знанием, но можно провести гипотетический эксперимент, который покажет нам его истинную ценность. Если на воображаемой машине времени мы смогли бы отправиться лет на 400 назад, когда первые ученые совершали свои открытия и делали свои авторитетные заявления, с позиции современной науки все это показалось бы просто наивным и смешным. Но тогда ученые воспринимали свое знание как современное и передовое. А теперь мы можем отправиться лет на 400 в будущее и предоставим ученым тех времен оценить уровень нашего нынешнего знания. Очевидно, что результат будет таким же. Это значит, что материальное знание изменяется с течением времени, теряет свою актуальность, а некоторые науки исчезают полностью. Почему из программы обучения убрали предмет «научный атеизм»? Это что – боязнь прогневать церковь, дань моде или все же признание того, что научного эксперимента по опровержению бытия Бога нет? Похоже, что верно последнее предположение.
Иногда научные открытия и теории вовсе являются фальшивкой. Недавно специальная комиссия выяснила, что известный южнокорейский ученый Хван Ву Сук фальсифицировал результаты своих исследований в области клонирования, на проведение которых он получил 6,5 млн. долларов. За это он и шестеро его коллег были лишены права преподавать и заниматься научной работой. Хорас Джадсон, автор исследования «Великие измены: обман в науке» приводит доказательства того, что недостоверные факты публиковали даже такие гиганты, как Исаак Ньютон и Роберт Милликен, получивший в 1923 году Нобелевскую премию по физике. А Юджин Маллоув опубликовал книгу «Ошибки и мошенничества Фрейда», где представил факты того, что создатель теории психоанализа фабриковал доказательства.
Действительно, проверку временем проходит далеко не все. Время обесценивает ложные ценности и утверждает истинные, неподверженные изменениям. Духовное знание никогда не устаревает в связи с тем, что оно имеет отношение к вечной природе души и Бога, а материальное знание касается только изменчивой материи. Знанием сейчас называют только ту упорядоченную информацию, которая позволяет эффективно воздействовать на окружающий мир. То есть, душа и Бог не входят в сферу познания. Но Веды дают другое определение знанию: «Знанием называется понимание поля деятельности (материи) и знающего это поле (Бога и души)» (Бхагавад-гита, 13.3). Иначе говоря, Веды называют знанием способность различать духовную и материальную природу. Это важно потому, что если мы не видим этой разницы, мы можем по ошибке инвестировать свою энергию в проигрышное дело. Именно это и происходит, когда очарованная блеском материи душа вкладывает свои силы и время в материю и «влипает» в нее, обрастая все больше и больше материальными проблемами. Это погружает сознание глубоко в материю, и заставляет отождествляться с ней, что с позиции Вед есть невежество. Почему? Потому, что настоящее знание должно дать душе духовный опыт. А сейчас наоборот ценится то знание, которое позволяет нам эффективно манипулировать материей. Это завораживает человека как компьютерная игра. Но, заигравшись с эфемерной материей, мы теряем время жизни, не поняв своей вечной природы. Это наш главный проигрыш. Зарабатывая материальные «очки», мы проигрываем в духовном плане. Безжалостная смерть выкидывает нас из этой игры. Поэтому, с позиции высшей цели, то знание, которое отвлекает нас от познания своей духовной природы, есть невежество.
Ведическое знание, напротив, поднимает сознание над материей, давая ей трансцендентный или сверхчувственный духовный опыт. Этот опыт является самым ценным в человеческой жизни, т.к. он позволяет взаимодействовать с Богом. Истинное знание показывает, как в поле инертной материи действует активное сознание, исходящее из вечных душ, а сами души ведомы Высшей Душей. Вся остальная информация и технология должны углублять этот опыт.
Итак, вера в определенные цели – это то, что направляет нашу энергию в конкретное русло – духовное или материальное. Вера – это не что-то иррациональное. Верой пронизано все наше бытие. Если бы у нас не было веры в то, что земля нас выдержит, мы не сделали бы и шагу. Вера – это вложение сердца или разума в определенные сферы, что и определяет направление нашей жизни. Нет прямой зависимости между верой и образованностью. Веды говорят, что в основе веры в Бога лежит не образованность и не невежество, а благочестие сердца. Это благочестие формируется из кратковременных эпизодических контактов с духовной информацией. Поскольку духовный опыт обладает вечной природой и не разрушается временем, он накапливается из жизни в жизнь и постепенно количество переходит в качество. То есть, он «кристаллизуется» в сердце и в какой-то момент человек вдруг начинает чувствовать сильный интерес к духовной сфере. А при встрече с носителем духовного знания такой – дозревший – человек обретает решимость следовать духовному процессу.
Если этого благочестия в сердце нет, даже при высоком интеллекте человек не может понять или принять Бога. Но значит ли это, что теперь у человека совсем нет никакой веры? Вера – это вечное свойство души и теперь она просто устремляется в противоположную сторону, к материи.
В связи с этим в «Бхагавад-Гите» говорится о 4-х категория людей, в чьих сердцах уже есть этот запас благочестия и потому они обращаются к Богу (см. рисунок). Побудительными факторами для них могут быть беда, нужда, любопытство или поиск Абсолютной Истины. Также там упоминаются 4 категории людей, которые даже в беде или нужде не обратятся к Богу. Отсутствие у них веры в Высшую Силу вызвано нехваткой благочестия в сердце. К неблагочестивым относятся тупые трудяги, подобные ослам; преступники; атеистичные ученые и демоничные натуры, которые на дух не переносят даже упоминаний о Боге.
Сейчас вера в духовное считается признаком невежества, но в Ведах сказано, что духовная вера – это как раз проявление зрелости души даже и при недостаточной академической образованности. «Тот, кто совершал праведные поступки в этой и в прошлых жизнях и полностью отрекся от греха, тот выходит из-под власти двойственности иллюзии и с решимостью обращается к Богу» (Бхагавад-гита, 7.28). Как ребенок, не достигший половой зрелости, не возбуждается при виде противоположного пола, так и незрелые души не проявляют интереса к Богу. А раз нет интереса (или веры) к этой теме, значит нет и знания. И лишь при наступлении духовной зрелости, которая формируется за многие жизни, живое существо чувствует внутренний импульс встать на духовный путь.
Суть духовной веры состоит в убежденности, что, служа Богу, я естественным образом решаю все промежуточные задачи, т.к. Он стоит выше всех и все исходит из Него. Если я еду в лифте на самый верхний этаж, все остальные этажи я проезжаю автоматически. Другими словами, если у вас есть банкнота в 1000 руб, в ней уже содержатся все более мелкие банкноты.
И верующие и неверующие наблюдают один и тот же мир, но одни видят проявления Бога здесь, а другие этого не замечают, т.к. у них иные интересы или иной тип веры. Можно сказать, что мы замечаем лишь то, чем интересуемся. Если наш разум направлен на то, что находится прямо перед носом, перспектива получается «не в фокусе». А если мы наводим резкость на далекий предмет, то то, что рядом – «расплывается». Лишь немногие люди, имеющие высокую «разрешающую способность» сознания, могут иметь целостное видение мира. Недавно по ТВ показывали научно-популярный фильм «Особенности человеческого восприятия», и там был продемонстрирован один любопытный эксперимент. Группу людей усадили перед большим экраном, на котором показывали тренировку двух баскетбольных команд. Зрителям дали задачу посчитать, сколько бросков и передач сделает каждая команда. Пока они внимательно следили за мячом, на экране появился человек в костюме гориллы и стал гримасничать. Через минуту телевизор выключили, и ведущий спросил, не заметил ли кто чего-то необычного на экране во время тренировки. Подавляющая масса участников настолько была поглощена наблюдением за мячом, что совершенно не заметили выхода «гориллы». При повторном просмотре, когда им предложили расслабиться и просто смотреть на экран, ничего не считая, они были поражены тому, что раньше не увидели такого яркого события.
Очевидно, что наше сознание не может воспринимать абсолютно все. Мы выхватываем какой-то слой реальности, который интересует нас больше всего, и мы верим в ценности этого слоя. Другие аспекты реальности нас не очень интересуют и потому мы их либо не замечаем вовсе, либо не придаем им особого значения. Но это не вопрос субъективного вкуса или интереса. Материальная и духовная реальность ОБЪЕКТИВНО не равнозначны, так как материя движется и кажется живой лишь под влиянием сознания, исходящего из духовной энергии. Открыть Бога или законодателя ОБЪЕКТИВНО важнее, чем открыть какие-то материальные закономерности, не понимая высшего источника и замысла. Иначе получается как в басне Крылова про человека, ходившего в зоопарк и увидевшего там множество мелких зверей, а на вопрос: «Видел ли ты там слона?», он с удивлением констатировал: «Слона-то я и не приметил».
Мирское и духовное знание обладают разным эффектом. Знание без Бога снижает наше сознание и материально порабощает нас, а знание Бога или Абсолютной Истины (которое также дает правильное понимание материи) избавляет человека от страданий этого мира. Веды также сравнивают духовное знание с судном (гйана-плавена – буквально «корабль знания»), на котором можно переплыть океан материального бытия.
Итак, разный тип веры (в материю или дух) приводит к разным вложениям разума и дает разный результат. Но это совсем не значит, что вера противоположна знанию. Она просто задает направление нашей жизни в зависимости от желаний сердца.