Веды-духовное откровение
«Веды – это дыхание Верховной Личности Бога»
Брихад-аранйака Упанишад (4.5.11)
После многочисленных ссылок на Веды пришло время спросить: «Откуда они взялись, какова их структура и цель?». Этим темам будет посвящена данная статья. Но прежде нужно разобраться, почему в век информационного бума и научного прогресса у людей вдруг возник интерес к древнему знанию Вед? Чего не хватает в современном знании, если люди стали обращаться к тому, что в научной среде привыкли называть мифологией? Ответ прост: люди хотят, наконец, обрести однозначное и целостное знание.
Современные представления о мире, несмотря на свою наукообразность, грешат относительностью, неопределенностью и переменчивостью . Популярный ныне релятивизм не приемлет окончательных истин в мировоззрении, хотя та же физика и математика немыслимы без общепринятых констант. Однако в сфере религии такие же неизменные понятия или константы (Бог и душа) почему-то называют догмами.
Более того, поскольку сейчас люди получают знание экспериментально, а недостаток фактического материала просто домысливают, то есть создают теории, то ошибки очень вероятны. Например, до недавнего времени физики считали, что вселенная сначала была просто облаком газа, а сейчас они уже утверждают, что, вероятно, она была «большой лужей». Кто знает, к каким выводам они придут еще через несколько лет? А между тем реальность остается однозначной, независимо от смены одной теории на другую. Один честный ученый признал, что научные теории, по сути, ничем не отличаются от верований, а противоречий в науке куда больше, чем в религии. И поскольку наука обещает дать окончательные ответы лишь в будущем, а людям хотелось бы узнать все побыстрее и сразу, возникает необходимость в альтернативном источнике знания. Действительно, чем ждать, когда все откроют ученые (тем более, что одни открытия порой опровергают предыдущие), не проще ли принять непогрешимое божественное откровение?
Итак, Веды – это литература откровений, которая дает сразу точное и целостное знание о мире. Как следует из самих Вед (см. эпиграф), они являются эманацией Бога или Его информационным полем. Поскольку Веды – это идеи, исходящие из Бога, они являются изначальной вибрацией в пространстве вселенной, и потому, как говорится, «идеи витают в воздухе». Эзотерики называют это информационным слоем вселенной. Если человек чист сердцем, он может стать ретранслятором этих идей. Таких людей называют провидцами, мудрецами или Гуру – учителями. Именно через таких мудрецов древности эти божественные откровения дошли до наших дней. Эти мудрецы не писали, а просто записывали Веды под диктовку Бога из сердца. Как луч света имеет тенденцию к расширению, так и Веды сначала существовали в форме мантры-семени ОМ или АУМ, а потом стали расширяться и обрастать комментариями. Так же, как семя уже содержит в сжатом виде всю информацию о гигантском дереве, этот мистический слог АУМ несет в себе все знание. Поэтому с этого слога начинаются все мантры из Вед. Буква А – означает Бога, как источник всего, У – символизирует Его разнообразные энергии, а М – указывает на все разнообразие мира, рожденное из контакта Бога с Его энергиями.
В письменном виде Веды существуют около пяти тысяч лет, с начала Кали-юги (эпохи деградации), когда память людей стала резко ухудшаться и появилась необходимость все записывать. До этого люди обладали способностью запоминать однажды услышанное на всю жизнь, и в книгах не было нужды. Записав свои откровения, боговдохновенный мудрец Вйаса, разделил единую Веду на части для удобства изучения людей нашей эпохи. Веды – это книги без ссылок на что-либо еще, поскольку выше авторитета Бога ничего нет. Это самодостаточная литература, которая не нуждается в доказательствах так же, как солнце не нуждается в освещении со стороны, так как обладает самосветящейся природой. Как солнце является источником всех видов освещения в этом мире либо прямо, либо косвенно, так и Веды являются изначальным источником любого знания в этом мире. Но с течением времени знание может искажаться вплоть до отрицания своих же первоисточников. Фонари и свечки имеют смысл лишь при отсутствии света солнца и теряют свою значимость, когда солнце всходит. Так же и современное знание этого мира бледнеет перед Ведами. Как говорится в Библии, «мудрость мира сего есть безумие перед Богом».
Для современного скептика такая установка кажется неприемлемой, так как не оставляет места для сомнений. Но приведу несколько ярких примеров достоверности авторитета Вед. Веды утверждают, что все виды испражнений являются нечистотами, кроме коровьего навоза. Исследования ученых показали, что именно коровий навоз (и никакой другой) – чистый антисептик. Им залечивают раны, дезинфицируют помещения, моют посуду и т.д. Никакая другая субстанция подобного рода такими качествами не обладает, потому что корова особое существо. Не зря в Индии до сих пор корову считают священной и убийство коров запрещено на всей территории страны. Также Веды утверждают, что кости скелета нечисты, но раковина (скелет моллюсков) – чиста. Доказательством этого является то, что вода в раковинах не закисает, и потому в индийских храмах, которые славятся крайне высоким стандартом чистоты, воду алтарю предлагают в раковинах. Перед началом храмовых служб священник трубит в раковину, и, согласно Ведам, звук, прошедший через раковину, очищает все пространство вокруг. Как говорят сами Веды, лучшим доказательством их авторитетности являются те люди, которые им не следуют. Это значит, что как только человек отклоняется от пути Вед или встает на путь невежества, он сразу же забывает, что является вечной душой и начинает считать себя временным телом. Когда человек вновь становится на ведический путь, он вновь обретает понимание своей духовной природы.
Что касается структуры Вед, то она основана на естественной последовательности развития сознания человека. Веды выделяют три основных подхода к жизни, которые вытекают один из другого: утилитарный, философский и эстетический. Разные разделы Вед призваны помочь человеку реализоваться на этих уровнях сознания, постепенно поднимаясь до чистой духовности. Большинство людей в этом мире стоят на утилитарных позициях.
Это значит, что, даже признавая Бога, человек не готов отказать себе в мирских радостях ради духовного будущего. Веды не считают такую позицию предосудительной и показывают, как человек может наслаждаться этой жизнью, не греша. Этому посвящен наибольший раздел Вед – Карма-канда. В него входят описания различных ритуалов, которые освящают питание и половую жизнь человека (Кама-сутра). «Васту-шастра» помогает правильно строить дома, повторяющие в миниатюре модель вселенной и потому дающие ощущение гармонии домочадцам. Этот же раздел Вед включает «Аюр-Веду» – науку о здоровье и правильном образе жизни. «Ману Самхита» – это свод законов, являющийся изначальной конституцией цивилизованного человечества. «Артха-шастра» – это руководство по экономике и политике. «Дханур-Веда» – воинское искусство, «Гандхарва-Веда» – искусство танца, музыки и театра, «Джйотиш-Шастра» – ведическая астрология. Эти и многие другие книги Вед помогают человеку наслаждаться жизнью, не нарушая законов Бога.
Однако логика жизни такова, что с годами человек начинает понимать, что тело стареет и «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». В этом возрасте у любого нормального человека естественно начинает развиваться философский подход к жизни. Если утилитарный подход к жизни основан на удовлетворении нужд физического тела, то философский подход больше питает тонкое тело (ум и разум). Поэтому следующий раздел Вед называется «Гйана-канда» (философское знание) и в него входят «Упанишады» – трактаты, объясняющие временную природу материи, вечность души и Бога, вдохновляющие человека на постепенное отречение от мира. Этот раздел объясняет общие законы бытия и дает начальные представления о Боге как о всепроникающей сущности, управляющей всем миром. В этом разделе Вед самая известная книга – это «Бхагавад-гита» (букв. «Песнь Бога»), которая в краткой форме излагает суть всех «Упанишад».
Но простым отречением от мира ради абстрактной духовности вопрос не решится. Человек может отказаться от чего-то, только если ему предложить что-то лучшее. Поэтому третий раздел Вед «Упасана-канда» (знание о служении Богу) объясняет, как можно вступить в конкретные отношения с Богом как личностью. Этот подход к жизни называется эстетическим, потому что он уже поднимает человека с уровня ума и разума до уровня души. На уровне личных отношений с Богом реализуются, наконец, потребности души – вечность, знание и счастье и это приносит душе наивысшее эстетическое наслаждение, недоступное на уровне тела и ума. В этом разделе самым важным произведением является «Шримад-Бхагаватам», состоящий из 18.000 стихов. Наряду с «Бхагавад-гитой» это произведение уже доступно на русском языке. Если «Бхагавад-гита» является своего рода философским дайджестом Вед и все ее 700 стихов умещаются в одной книге, то «Шримад-Бхагаватам» на русском языке занимает 30 томов.
Фактически, изучения этих двух основных произведений достаточно, чтобы понять все Веды.
Кроме основных книг откровений Веды также включают такие эпические произведения, как «Махабхарата», которая является самым объемным произведением в мире (100.000 стихов) и «Рамайана», которые в форме увлекательных историй, основанных на реальных событиях, передают основные идеи Вед.
Какова же цель Вед? Она вытекает из нашего двоякого положения. С одной стороны, у нас есть физические тела, которые хоть и временны, но тоже требуют исполнения своих нужд. А с другой стороны, мы являемся вечными душами и об этом тоже нельзя забывать. Поэтому Веды помогают человеку удовлетворять насущные потребности тела и ума по законам Бога и постепенно помогают перейти на чисто духовный путь, ведущий обратно к Богу. То есть Веды исходят из Бога и приводят к Нему.
Сами Веды дают в этой связи такую аналогию: материальный мир подобен огромному океану страданий и душа может переплыть его, лишь находясь в теле человека, которое подобно надежному судну. Но судну нужен капитан, знающий цель и все подводные рифы и течения в океане и способный провести нас по нему. В роли капитана выступает духовный учитель – Гуру, а Веды – это попутный ветер, помогающий двигаться к высшей цели.