Веды и Христианство (IV)
Из трех предыдущих статей по этой теме видно, что между ведической и христианской традицией очень много общего. Но сегодня мы поговорим о некоторых очевидных различиях и причинах этих различий.
Наиболее разительным отличием является отношение к изображениям и скульптурам Бога, которые в христианстве называют идолами с явным негативным подтекстом, а в Индии им поклоняются с неподдельной преданностью. Является ли поклонение формам Бога идолопоклонством? Почему Веды поощряют, а Библия, по видимости, не одобряет этого? Причиной, по которой христиане осуждают поклонения изваяниям Бога, являются некоторые утверждения из Ветхого Завета на эту тему. В главе Исход (20.4-5) сказано: «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим».
То есть нельзя поклоняться на одном уровне Богу и другим могущественным личностям, которых много во вселенной. Дело в том, что во время создания Ветхого Завета в Палестине было очень распространено поклонение различным полубогам, которые выполняют различные административные функции во вселенной. Отдельное поклонение им может привести к забвению Всевышнего, к непониманию того, кто является причиной всех причин. Так обычно появляется язычество. Дабы уберечь людей от этого, им был дан этот совет. Но запрет на поклонение формам полубогов совсем не означает, что у Верховного тоже нет формы или что ей нельзя поклоняться. Ведь сама установка «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» подразумевает, что у Бога есть лицо, а значит, и все остальное, то есть у Него есть форма. А на поклонение форме Всевышнего в Библии запрета нет.
Но те, кто не имеют ясного понимания и не отличают Верховную Личность Бога от Его заместителей и министров, списали принятое в Индии поклонение Кришне (Вишну) и Его различным воплощениям как идолопоклонство. То есть сработал обычный максимализм – вместе с водой выплеснули и ребенка.
В библейском запрете сказано: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли». То есть не стоит создавать идолов или кумиров из всего диапазона материальных форм, населяющих воду, небо и землю. Однако образы Бога, описанные в Ведах, совсем не похожи на формы этого мира. Они обладают либо каким-то уникальным цветом, либо необычными чертами, отличающими их от всего мирского.
Идол или кумир – это богозаменитель (типа звезды эстрады), но к форме, соответствующей Священным писаниям, этот термин не применим. Поэтому поклонение форме Бога не является идолопоклонством. Идолопоклонниками являются те, кто на место Бога ставят какого-то известного человека или мирскую вещь. Что же касается Бога, то если Он присутствует в каждом атоме Своего творения, почему из этих атомов невозможно создать форму Бога, которая является эталоном гармонии и помогает нам молиться и служить Ему? Ведь есть чудодейственные иконы, крестики с распятием, Святые места и т.д. В чем их особенность? В том, что они отмечены присутствием духовной энергии, идущей от Бога. То же самое происходит, когда мы поклоняемся форме Бога, созданной из материальных элементов, чтобы нам было легче концентрировать свое внимание на Нем.
При этом нельзя сказать, что мы уподобляем форму Бога своей, т.к. мы созданы по облику и подобию Бога, а не Он – по нашему. Бог – это не просто форма, а изначальная форма. Все в этом мире имеет формы, т.к. Он, как источник всего, имеет форму. Тело имеет форму потому, что душа имеет форму. А душа имеет форму, т.к. Бог (Высшая Душа) имеет форму.
Хотя в Библии мы не встречаем детального описания формы Бога, как это приводится в Ведах, тем не менее некоторые фрагменты его личности там отражены. Например, в книге пророка Иссаи (59.16 18) Яхве (одно из библейских имен Всевышнего) изображен в шлеме спасения, как и Вишну, описанный в Ведах. Кстати, одно из имен Вишну – это Ягья (принимающий все подношения), что весьма похоже на имя Яхве. Голос Яхве, по свидетельству Библии, подобен раскатам грома, как и голос Вишну, описанный в Шримад-Бхагаватам (4.30.7). У Яхве есть жезл и щит, а у Вишну – булава и щит. Яхве посылает огонь, чтобы испепелить врагов, а Вишну посылает Чакру (огненный диск), который сжигает все на своем пути. Некоторые исследователи находят общность между херувимом – носителем Яхве – и божественной птицей Гарудой – носителем Вишну. Так и напрашивается мысль о том, что Яхве и Вишну – одно лицо.
Но принципиальное отличие состоит в том, что Веды предписывают регулярное поклонение форме Бога, а Библия – нет. Причина этого кроется в том, что реальное духовное благо от этого процесса человек может получить, только если он обладает достаточно высоким уровнем сознания и культуры. В противном случае непонимание того, как полностью духовный Бог может проявляться через материальные элементы, приведет к неправильному отношению к Его изображениям и скульптурам. Вследствие этого человек будет совершать неосознанные оскорбления в адрес формы Бога и станет деградировать, а не прогрессировать. Таким образом, то, что для одних лекарство, для других – яд. А те, кто обвиняет последователей Вед в идолопоклонстве, может вспомнить, что перед Моисеем Бог предстал в виде горящего куста. Неужели лучше поклоняться горящему кусту? Если Он может проявить себя через горящий куст, куда с большим удовольствием Он проявит Себя через образ, данный Им Самим в Ведах.
А то, что ведическая цивилизация в библейские времена находилась на значительно более высоком уровне культуры, чем народы, описанные в Ветхом Завете, не вызывает сомнений. Сами заповеди, которые Господь передал Моисею на горе Синай, говорят о невысоком уровне сознания людей, которым это послание предназначалось. Разве по-настоящему культурный человек нуждается в запретах типа «Не убий, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и т.д.»? Очевидно, что эти пороки были тогда весьма распространены в тех местах. Однако ведическая цивилизация Индии сохраняла высокий уровень морали, социальной стабильности и культуры (в том числе и культуры храмового поклонения) вплоть до 15-16 веков, когда мусульмане частично завоевали северную и центральную Индию и разрушили многие ведические храмы под тем же лозунгом борьбы с идолами.
Несмотря на это, Индия остается страной, где количество храмов превосходит количество храмов во всех остальных странах мира вместе взятых. Причем в каждом храме обязательно есть какое-то Божество на алтаре, которому каждый день проводится поклонение. Служа Богу в такой форме, человек развивает в себе божественные качества по принципу «с кем поведешься, от того и наберешься». Перед каждым храмом продаются готовые цветочные гирлянды, фрукты и благовония, которые можно предложить Божеству, а потом раздать в виде освященной пищи и цветов. Так человек учится служить Богу конкретно, а не просто на словах. Форма Бога помогает нам сделать любовь к Богу деятельной, а не пассивной. Иначе эфемерное чувство, не подпитываемое конкретной деятельностью, быстро угасает.
Как на Западе почти в каждом доме есть кошка или собака, которую каждый день кормят и т.д., так в Индии даже в самых бедных домах обязательно есть алтарь с Божеством, которому служат каждый день, пусть даже и по самому простому стандарту. Алтарь в доме – это окно в духовный мир. Через него мы можем ежедневно освящать свою пищу, что придает ей совершенно иное качество. Съемка освященной на алтаре пищи через особый фотоаппарат Кирлиана показывает, как меняется аура освященной пищи, и она в буквальном смысле начинает светиться. Вот вам и «идоложертвенная пища»! Через алтарь в дом проникает духовная атмосфера, и это автоматически превращает дом в мини-храм. У каждого таксиста и мото-рикши в Индии перед лобовым стеклом обязательно установлено какое-то Божество, которому этот таксист возносит молитву перед каждым рабочим днем.
Итак, если мы оставим на время свои предубеждения и попытаемся разобраться в этом вопросе беспристрастно, тогда, наверняка, нас ждут интересные открытия.
Также при сравнении двух традиций невозможно игнорировать одну тему, которая играет ключевую роль в библейском понимании истории. Это сюжет об Адаме и Еве и их потомках. Как она изложена в Ветхом Завете, может прочитать каждый. А в Ведах она приводится в несколько ином контексте и относится вовсе не к началу человеческой истории, а к относительно недавним временам. Хотя в этих двух версиях одной истории нет полного соответствия, очевидные сходства тоже нельзя игнорировать.
Итак, в пророческом тексте «Бхавишья Пурана» (букв. «История будущего»), который записан около пяти тысяч лет назад дается описание нынешней эпохи – Кали-юги. Сначала нужно вспомнить, что, согласно Ведам, история движется циклически, а не линейно, и начинается со сверхцивилизации, которая постепенно вырождается, повинуясь закону возрастания хаоса (энтропии) в замкнутых системах с течением времени. У каждой из четырех эпох глобального цикла есть свой повелитель (юга-пуруша), который контролирует ход событий в отведенное ему время. В конце прошлой эпохи он появился на земле, чтобы готовить почву для своей грядущей эпохи. Кали-пуруша (повелитель нашей эпохи Кали) – это аналог библейского Сатаны с той лишь разницей, что он не является реальным антиподом Бога, а просто играет временную роль отрицательного персонажа в божественном спектакле, который разыгрывает сам Бог.
Нынешняя эпоха является самой короткой и завершающей в текущем цикле, и она отдана во власть безбожникам, чтобы они тоже имели возможность немного пожить так, как они хотят. Для этого им нужен могущественный покровитель, который создаст все условия для атеистов. И вот Кали-пуруша наблюдал, как постепенно возрастало число людей, отошедших от Бога. Именно их потомки должны были стать проводниками его политики. В то время молодой ведический царь, чей отец недавно был убит этими обнаглевшими варварами, устроил по совету своих министров ритуал под названием млеччха-ягья (очищение земли от воинственных безбожников). Это подобно периодической массовой травле расплодившихся крыс. В результате этого ритуала все варвары были уничтожены особыми мантрами. Увидев это, Кали очень опечалился и стал совершать аскезы и молиться. Вишну явился ему и сказал, что скоро ведическая цивилизация придет в упадок и появится новая популяция людей, которые станут основой безбожной «культуры» Кали-юги.
Далее там пишется, что родителями этой новой популяции стали некие Адхама и Хавьявати (на иврите Ева звучит как «Хава»). Имя Адхама (Адам) на санскрите означает «изгнанный с родной земли». Эта супружеская пара жила в лесу, проходя через покаяние, т.к. они были изгнаны из общества за свои проступки. В этом лесу росло одно дерево, чьи плоды стимулировали в сердце греховные желания (афродизиак), и Адхама запрещал своей жене есть его плоды. Кали принял облик змея и посоветовал Хавьявати съесть эти плоды. Так ее сердце осквернилось греховными желаниями. По Ведам, если сердце женщины нечисто, у нее не может быть хороших детей. Итак, от их союза пошли дети, которые и стали инструментами в руках Кали-пуруши. По версии Вед, Адам и Ева – это не прародители всего человечества, а предки людей постведической цивилизации, которые не отличаются высокой культурой и особой тягой к духовности.
Таким образом, то, что по Библии считается началом человеческой истории, по Ведам есть начало эпохи деградации и конец истории одухотворенного человечества.