Три аспекта Абсолюта
В одной восточной притче говорится о трех слепых, которые с разных сторон на ощупь пытались определить, как выглядит слон. Тот, кто ощупал хобот, заявил, что слон похож на змею. Другой слепец взялся за ухо и сказал, что слон похож на банановый лист. Третий похлопал слона по боку и сказал, что слон – это высокая стена. Хотя каждый из них был по-своему прав, ни один не имел целостной картины. Увидеть слона в единстве его разнообразных черт мог только зрячий. Так же дело обстоит и в духовной сфере, когда люди спорят о том, что есть истина и каков Бог. Веды, будучи эманацией самого Бога, являются информацией «из первых рук» и позволяют легко разобраться в этом непростом вопросе.
В основном споры идут о том, обладает ли Бог формой или нет. В разных Священных Писаниях есть указания, которые поддерживают обе эти противоположные точки зрения.
Например, в Новом Завете Христос говорит, что он сядет по правую руку от Отца. Если у Бога есть руки, значит все остальное тоже есть. А в Ветхом Завете пишется, что Бог предстал перед Моисеем в виде горящего куста. С другой стороны, в Ведах говорится о всепроникающей природе Бога: «Повсюду Его ноги, руки, глаза и уши». Из этой фразы следует, что конкретных очертаний у Бога нет, хотя Он может передвигаться, видеть, слышать и т. д. Действительно, какой формой может обладать тот, кто присутствует повсюду? Но в других разделах Вед дается очень подробное описание Личности Бога, которое напоминает человеческое. Так есть у Него форма, или нет и какая она?
Но прежде, чем пытаться понять форму Бога, нужно постичь Его природу. Веды говорят, что Бог – это источник всего сущего и Он обладает разнообразными энергиями. Полное знание Бога включает в себя три уровня Его бытия:
1. Всепроникающая духовная энергия, или свет (Брахман) ;
2. Вездесущий вселенский разум, или Сверхсознание (Параматма) ;
3. Верховная Личность Бога (Бхагаван) , из которой это разум и свет исходят.
Поэтому в Боге есть одновременно и личные и безличные черты и это разрешает все противоречия.
Наиболее очевидным и понятным проявлением Бога является свет и энергия, идущая от света. В этом мире без света невозможно жить, ориентироваться, и ни один механизм не будет работать без энергии. Свет естественно привлекает всех. Свет способствует выработке в мозге гормона радости. Когда света не хватает, у людей наступает фотодепрессия, особенно часто она наблюдается в северных странах, где солнца меньше. Жители южных солнечных стран значительно более жизнерадостны. Свет и радость взаимосвязаны. Согласно Ведам, свет солнца – это проявление сияния Бога в этом мире. Без этого света невозможно познание мира. Для многих людей свет и связанное с ним просветление и есть единственное и окончательное постижение истины. Но свет и энергия не существуют вне своих источников. Поэтому Свет не может быть изначальным аспектом Бога.
Второй аспект Абсолюта – это Вселенский Разум. Если свет лишен личностных черт, то разум – это очевидный признак личности. Веды говорят, что разум Бога пронизывает каждый атом творения и благодаря этому Он знает все обо всем. Это подобно тому, как сознание человека, хотя и исходит из души, находящейся в области сердца, пронизывает собой все части тела и ощущает их. Как Сверхсознание Господь пребывает в сердцах всех живых существ, являясь свидетелем всех их мыслей и поступков. К этому вездесущему аспекту Бога и относится фраза о том, что Его глаза и уши находятся повсюду. Управляя всей природой, этот Высший Разум награждает все живые существа результатами их поступков, предоставляя им соответствующие тела в разных рождениях. Именно в этих двух аспектах – Света и Вселенского Разума людям легче всего принять Бога.
Труднее дело обстоит с принятием Личности Бога. Хотя многие признают, что Бог – личность (как иначе Он может любить или карать?), они не приемлют никаких Его изображений. В качестве аргумента они используют фразу из Библии о том, что «Бога никто и никогда не видел». Но ведь есть в Нагорной проповеди и другая фраза: «Блаженны чистые сердцем, ибо узрят Бога». Значит, узреть Его все-таки можно, если очистить сердце. В каком же виде Он предстает перед теми, кто внутренне чист?
В Сикстинской Капелле Ватикана известная роспись Микеланджело, рисующая сотворение мира, изображает Бога, как пожилого человека, протягивающего руку к Адаму. Однако нигде в Библии не говорится о том, что Бог выглядит как старик. Очевидно, несмотря на свой художественный талант, Микеланджело не был чист сердцем и просто спроецировал мирские представления на образ Бога. А откуда же ему было почерпнуть информацию о внешности Всевышнего? Ведь среди всех Священных писаний мира только Веды дают нам детальное описание формы Бога.
Причина, по которой немного говорится о форме Бога, состоит в том, что у людей нет понятия о духовной форме. Материальная же форма, естественно, ограничивает неограниченного Бога. Поэтому часто говорится, что у Него нет формы в нашем мирском понимании, но духовный облик у Него, конечно же, есть.
Одной из личных форм Бога является Сверхсознание или тот самый Вселенский Разум, пребывающий в каждом сердце и в каждом атоме. Как солнце из одного места распространяет свои лучи повсюду, так и Бог в этом аспекте, находясь в Своем представительстве в этом мире, распространяет Свое сознание по всей вселенной. Он выглядит как четырехрукая форма Вишну (Вседержитель). В двух своих руках Он держит булаву и огненный диск для наказания грешников, а еще в двух – цветок лотоса и раковину (символы чистоты), для того чтобы благословлять праведников. Эту форму в своем сердце могут увидеть йоги, погрузившиеся в медитацию. От Нее исходят все сверхъестественные способности людей. Но эта форма является лишь экспансией Верховной Личности Бога и Она контролирует только материальный космос. Сам же изначальный Господь пребывает в духовной реальности за пределами замкнутой вселенной.
Совершенство Бога состоит в том, что Он обладает всеми энергиями, качествами и достояниями в полной мере. Живые существа, будучи частицами Бога, тоже обладают этими качествами и энергиями, но в меньшей степени. Например, люди обладают музыкальными и интеллектуальными способностями, чувством юмора, артистизмом, красотой, силой, славой и т. д.
Поскольку следствие всегда несет в себе качества причины, то можно заключить, что в Боге тоже есть все эти качества. Нас всех привлекают личности умные, красивые, богатые, сильные, прославленные, талантливые и т. д. Однако у людей эти достоинства часто уравновешиваются серьезными недостатками (корысть, гордыня, тщеславиеи т.д.).
В Боге же все эти качества присутствуют в своем чистом состоянии, и они не ограничены и ничем не омрачены. Поэтому на древнем языке санскрите Веды называют Бога именем Кришна, что означает «привлекательный для всех». А слово Бог – это просто титул, как слово президент. Подобно тому, как близкие и родственники называют президента по имени, так и вечные спутники Бога в духовном мире обращаются к Нему по Его личным именам. У Бога множество имен на разных языках и каждое из них соотносится с Его определенным качеством, но имя Кришна считается наивысшим, т. к. означает Его всепривлекающую природу.
Философы и святые всех вероучений соглашаются с тем, что совершенство духовной жизни – это развитие любви к Богу. Однако невозможно полюбить Свет или даже вселенский Разум, тем более – горящий куст. Когда речь заходит о любви, то любовь может существовать только между личностями. Поэтому полюбить можно только изначальный аспект Абсолютной Истины – Верховную Личность. Также для стимулирования любви нужно знать Его имена, формы, качества и деяния. Поэтому Веды дают нам детальные сведения о личных качествах Бога.
Вот что говорит старший из полубогов, конструктор этого мира, Брахма в своих молитвах «Брахма-самхита»: «Я поклоняюсь Шри Кришне – изначальному Господу, искусно играющему на Своей флейте. Его лучистые глаза подобны лепесткам лотоса. В волосах у Него – павлинье перо, а прекрасная фигура окрашена цветом грозовой тучи… Он пасет коров и исполняет все желания в обители из духовных самоцветов. Миллионы деревьев, дающих плоды желаний, окружают Его. Его духовная форма полна вечности, знания и блаженства и излучает ослепительное сияние. Хотя Он – наистарейшая личность, Он цветет красотой вечной юности…». От этих слов, наверняка, дрогнуло бы сердце даже такого известного критика религии, как Ф. Ницше, который писал, что поверил бы только в Бога, который играет на флейте.
Прекрасные изображения Кришны не являются плодом художественного воображения. Они подтверждаются истинными святыми и преданными душами, которые осознали Бога.
Хотя Кришна распространяет Свою энергию по всему космосу с помощью Вселенского Разума (в форме Вишну), Он Сам живет в Духовном Мире, в Своем вечном доме. Царство Бога не является материальным. Подобно Самому Кришне, оно состоит из духовных элементов – вечности, знания и блаженства.
В своем доме Бог – не творец и не судья. Эти функции, связанные с материальным миром, выполняют Его различные воплощения и помощники. В Духовном Мире Кришна является Всевышним Наслаждающимся, который играет на Своей божественной флейте в кругу Своих вечных спутников, давая им безграничную духовную радость и счастье, далеко превосходящие любые мирские эмоции. Здесь Он проявляет Свои вечные прекрасные черты и любовь.
Кто-то скажет, что все это антропоморфный взгляд, то есть попытка экстраполировать на Бога человеческие взгляды и мерки. Но, на самом деле, это мы теоморфны, то есть созданы по Его образу и подобию, а не Он – по-нашему.
В Духовном мире Кришна обменивается разнообразными отношениями с другими существами. Каждый тип отношений приносит особый вкус, который называется «раса». Этих отношений и вкусов всего насчитывается двенадцать: пять основных и семь вторичных. Основные отношения и эмоции это: нейтральные, отношения господина и слуги, дружеские, отношения родителей и детей, отношения законных супругов или любовников. Второстепенные эмоции: соперничество, сострадание, страх, гнев, удивление, смех, отвращение. Переплетение этих отношений и вкусов и порождает все разнообразие переживаний. Именно ради ощущения этих различных вкусов мы заводим отношения с другими. Чем больше отношений, тем полнее жизнь. Разница в том, что в материальном мире все отношения временны и несовершенны и потому часто горьки на вкус.
Но в духовном мире эти отношения строятся вокруг самой совершенной и гармоничной личности – Личности Бога и потому они приносят душе наивысшее блаженство. Поэтому Бог принимает на Себя различные роли, чтобы доставить нам высшую радость. Оставаясь Всевышним, кому-то Он становится господином, кому-то другом, отцом, а кому-то даже сыном! Поэтому мы часто встречаем изображения Кришны в облике ребенка. Самые сокровенные отношения с Ним – это отношения супружеской любви. Но чтобы правильно понять эти вещи, сначала необходимо очиститься и достичь духовной зрелости. Тогда доступ к божественным играм станет возможным. Именно для этих удивительных духовных отношений Господь и зовет нас к Себе.
Однако, если нас не привлекает образ Бога и отношения с Ним, тогда нас привлекает Его удивительное материальное творение. Таким образом, Бог привлекает нас прямо или косвенно через этот мир. Ведь такова Его природа – привлекать всех (Кришна). О том, как Он присутствует в различных феноменах этого мира, я расскажу в следующей статье.