Тайна творения
Верховный Господь сказал: «Весь космический порядок в Моей власти. По Моей воле он проявляется снова и снова, и по Моей воле он уничтожается, когда приходит время».
Бхагавад-гита (9.8)
В предыдущей статье мы обсуждали ведический взгляд на так называемый “конец света”, который есть не что иное, как завершение очередного вселенского цикла. В этот раз мы поговорим о самом начале и коснемся пресловутого вопроса о происхождении мира. Если подходить к этой проблеме эмпирически, сразу возникают две большие проблемы – пространство и время. Вселенная огромна (пространство) и возникла очень давно (время). Все предположения ученых о том, когда и как это было – не более, чем теории. Мы не можем в лабораторных условиях провести такой масштабный и продолжительный эксперимент, как сотворение мира. Однако ученые, отвергшие библейский сценарий, продолжают ломать над этим головы. По мнению Эйнштейна, «ряд событий, не имеющий начала, не может существовать». Итак, какое-то начало было, но какое?
В целом существуют три основных взгляда на эту проблему:
1) теологическая идея: материальный мир создан разумным Богом и заселен непокорными душами с целью их исправления;
2) научная идея: мир возник случайно из хаоса без вмешательства высшего разума, и потому жизнь не имеет объективного смысла и цели;
3) буддистская идея пытается исключить Бога установкой: Творение вечно, поэтому нет необходимости в Творце, но тут же объявляет это вечное творение иллюзорным. Так как слово “иллюзия” имеет смысл только в соотнесении с некоей “реальностью”, а реальностью буддизм объявляет “Великую пустоту”, нам нет смысла говорить о пустоте. О пустоте разумнее молчать. Тем более, что в данном случае “иллюзия этого мира” привлекательнее, чем “реальность пустоты”. Поэтому мы рассмотрим только две первые концепции.
Большинство современных космологических теорий сводятся к идее “большого взрыва”. По этой теории сначала существовала некая точка нулевого объема сверхвысокой плотности и температуры. Это состояние называется сингулярностью и не поддается математическому описанию. В какой-то момент эта точка взорвалась и в расширяющемся облаке перегретых субатомных частиц постепенно стали формироваться атомы, газы и т.д., и наконец зародилась жизнь. Одним словом, все возникло из ничего! Как ни странно это никого не смущает. Такая наивная вера ставит нас на уровень детей, которые с изумлением наблюдают за тем, как фокусник достает кролика из шляпы, которая только что была пуста. Они искренне верят в то, что кролик появляется из ниоткуда. В принципе, идея о том, что большое дерево может вырасти из маленького семечка вполне разумна, но при условии, что в этом семечке заложена вся информация о дереве. Также можно допустить, что Вселенная со всем ее разнообразием появилась из точки, но это должна быть очень необычная точка. В этой точке, как в клетке тела, должна быть заложена информация обо всем теле Вселенной. Этот принцип лежит в основе клонирования. Но кто заложил в эту точку столько упорядоченной информации и зачем?
По законам логики следствие должно нести в себе качества причины. Например, лучи солнца несут свет и тепло. На основе этого мы делаем вывод о том, что солнце – это горячий и светящийся объект. То есть, тепло и свет (следствие) несут в себе качества причины (солнца). В случае со Вселенной нам предлагают сделать прямо противоположный вывод: упорядоченная и полная разнообразия Вселенная произошла из хаоса или из ничего. Это столь же абсурдно, как и предположение о том, что излучающее свет и тепло солнце само является холодным и темным объектом. Греческое слово “космос” означает “порядок”. Сам по себе порядок не возникает, тем более после взрыва. Трудно предположить, что при взрыве типографии сама собой напечатается и аккуратно уляжется на полку многотомная энциклопедия. Но именно в это мы должны поверить, если принимаем теорию “большого взрыва”. Очень удачное сравнение в связи с этим привел профессор математики Темплского университета Р. Томпсон: “Так же, как стрела не попадет в цель, если перед выстрелом тщательно не прицелиться, модель большого взрыва не сможет предсказать возникновение основных характеристик Вселенной, если не задать очень точные параметры исходного состояния Вселенной. Возникает вопрос: кто “прицелился” с такой точностью, что в результате взрыва возникла структурно высокоорганизованная Вселенная?”
Следующая проблема теории “большого взрыва” – это неспособность науки дать научное определение самой исходной точки (сингулярности), из которой предположительно произошел “большой взрыв”. Но, по словам того же Р. Томпсона, “то, что сингулярность не поддается физическому описанию, – это еще полбеды. Следующий вопрос: откуда взялась сама сингулярность? В этом месте ученые сталкиваются с той же трудностью, что и теологи, которых они припирают к стенке вопросом: “Откуда взялся Бог?”. И вслед за теологами, которые определяют Бога как безначальную причину всех причин, ученые вынуждены объявить математически неописуемую точку безначальной причиной всех причин. Поступая так, ученые совершают то же непростительное преступление против разума, в котором они традиционно обвиняли теологов, то есть делают неподдающееся физической проверке утверждение, подразумевающее вмешательство высших сил”. Другими словами, чем непостижимая сингулярность лучше непостижимого Бога?
Другая проблема теории о случайном происхождении мира – это некорректное использование в данном случае термина “случайность”. Установить, является ли событие случайным или закономерным можно лишь в том случае, когда это событие наблюдается неоднократно. Никто не имеет опыта многократного наблюдения сотворения мира и никто не может сказать, что после многих неудачных больших взрывов произошел удачный взрыв и вследствие этого случайно зародилась жизнь.
И последнее, что можно сказать о вероятности случайного происхождения мира: оно невероятно по самой теории вероятности. Чтобы определить вероятность возникновения белков, необходимых для функционирования простейшей клетки в результате случайного взаимодействия аминокислот, известный английский астроном Ф.Хойл и математик Ч. Викрамасингх из Кардиффского университета в Уэльсе произвели необходимые расчеты. Они допустили, что первородный “химический бульон” покрывал всю поверхность земли слоем толщиной в один километр. Разделив этот объем на крошечные кубики со стороной в один ангстрем (диаметр атома водорода), они предположили, что концентрация химических веществ в этом “бульоне” очень высока и реакции происходят в каждом кубике со скоростью миллиард реакций в секунду, этот процесс продолжается в течение 4,5 миллиардов лет (приблизительный возраст Земли). Так они установили, что вероятность случайного возникновения простейшей самовоспроизводящейся системы в лучшем случае 1/1040000. Вряд ли можно надеяться на то, что такое событие могло произойти за историю Земли. Более того, это были минимальные условия для происхождения лишь простейшей формы жизни, а мы наблюдаем вокруг огромное разнообразие сложнейших организмов. Нобелевский лауреат Ф. Крик, один из первооткрывателей структуры ДНК, сказал: “Честный человек, вооруженный всеми знаниями, которыми мы располагаем, вынужден признать, что в настоящий момент зарождение жизни на земле представляется чудом – так много всевозможных условий должно быть соблюдено для того, чтобы это случилось”. А вот мнение председателя Американской ассоциации развития науки К.Болдинга по поводу современных представлений о космосе: “Космология представляется нам наукой, не имеющей под собой прочного основания, хотя бы потому, что она изучает огромную Вселенную на примере небольшой ее части, исследования которой не могут дать объективной картины реальности”.
Учитывая, что современные научные теории в области космологии являются не более, чем гипотезами, которые не устраивают, кстати, многих ученых, рассмотрим справедливости ради альтернативный взгляд на этот вопрос. Мы возьмем Ведическую концепцию возникновения космоса и жизни в нем. Она отвечает не только на технические вопросы “как” был создан мир, но и на принципиальный вопрос “зачем” он был создан, что, без сомнения, важнее.
Ведущий одной из популярных телепередач серии “Космос” в США доктор Карл Саган похвалил Ведическую концепцию творения, заметив, что из всех вероучений древнее Ведическое учение об истоках Вселенной наиболее приемлемо с точки зрения современной науки. Эйнштейн, несмотря на свой интеллект, не исключал идеи Творца и в последние дни своей жизни сказал: “Я хочу знать, как Бог создал мир и каков Его замысел”.
Итак, у теории “большого взрыва” есть древний духовный прообраз – Ведическое учение о том, что вся Вселенная – это эманация из тела Высшей Личности. Согласно Ведам, материя – это внешняя энергия Бога, строительный материал для темницы этого мира. Более того, Вселенная не одна – их великое множество. И эти бесчисленные вселенные как маленькие пузырьки выходят из пор гигантского тела Маха-Вишну, который возлежит на поверхности так называемого “причинного океана” за пределами Вселенной . Сам Маха-Вишну – это воплощение Кришны, которое отвечает за творение вселенных. На рисунке Кришна изображен на самом верху в центре гигантского цветка лотоса, который является центром духовного мира. Естественно, двухмерный рисунок передает лишь общую идею иерархии и не претендует на отражение всей сложности и многомерности бытия.
Итак, души, отвернувшиеся от Кришны и желающие вестит независимую от Бога жизнь, уходят из духовной реальности и попадают в тело Маха-Вишну, который является “буфером” между духовным и материальным бытием. Когда Маха-Вишну делает выдох, из пор Его тела исходят пузырьки – Вселенные, и в каждую Вселенную попадают многочисленные души для осуществления своих независимых от Бога планов. Далее Маха-Вишну выделяет из своего тела следующую экспансию и входит в каждую Вселенную как невидимый вседержатель. Именно в этом воплощении Бог поддерживает планеты на орбитах, цикличное течение времени и общий порядок во Вселенной. После этого Он входит в каждый атом творения в форме всепроникающего Сверхсознания – Параматмы. Сложная структура атома обусловлена именно тем, что на метафизическом уровне бытия в каждом атоме находится Бог. Как Он Сам говорит о Себе: “Я – меньше мельчайшего и больше величайшего”. Далее Вишну внутри Вселенной создает непосредственного конструктора и администратора Вселенной – Брахму, который уже занимается поэтапным творением, кратко описанным в “Книге Бытия” и детально изложенным в Ведическом тексте “Шримад-Бхагаватам”, доступном на русском языке.
Пауза между выдохом и вдохом Маха-Вишну – 311 триллионов 40 миллиардов лет по земному исчислению. За это время во Вселенной сменяется множество циклов внутреннего творения и уничтожения. Когда Маха-Вишну делает вдох, все вселенные опять сжимаются в точки и входят в Его тело до следующего выдоха. Те души, которые успели духовно “выздороветь”, возвращаются в духовный мир за пределами материи. Остальные продолжают проходить суровую школу борьбы за существование, получая от материальной природы разные тела-костюмы в соответствии с тем, что они заслужили.
Итак, Веды обогащают теорию “большого взрыва” духовным измерением реальности, описывая закулисный, невидимый этап творения. Они показывают, что это “ничто” или сингулярность, из которой произошла Вселенная, есть очень сложное “нечто” – проявление духовной реальности. Веды дают любопытную аналогию, помогающую понять тайну творения: cамка скорпиона откладывает свои белые личинки среди зерен риса и внешне их почти невозможно отличить. Когда маленькие скорпионы рождаются, создается впечатление, что они появились на свет из рисовых зерен. Подобно этому, нам просто кажется, что жизнь и сознание появляются из материи. Пока ребенок мал, он исключительно привязан к матери и не догадывается о роли отца в своем появлении на свет. Это понимание приходит с наступлением зрелости. Так же и духовно незрелые люди считают, что своим появлением они обязаны исключительно материи (матери) и не ведают о роли отца (Бога). В “Бхагавад-гите” (14.4) Кришна проясняет Свою роль: “Все виды жизни происходят из чрева этой материальной природы, а Я – отец, дающий семя”.