Семинар «Шри Ишопанишад» (лекция 7)
Сегодня мы продолжим читать мантры из Ишопанишад и сегодня мы коснемся одной темы, которая в трех мантрах изложена в 9, 10, и 11 у нас на очереди, вот это синтез знания и невежества или объединение материи и духа, на эту тему будем говорить.
Итак я прочитаю мантру девятую сначала
Тем, кто совершенствуется в невежественной деятельности, уготованы темнейшие районы невежества. Однако еще хуже те, кто совершенствует так называемое знание..
Комментарий Шрилы Прабхупады:
Итак необычный текст, в котором говорится что культивирующие невежество попадут в темнейшие районы невежества, однако еще хуже те кто культивируют так называемое знание. Что такое "так называемое знание"? Как узнать что сдесь говорится о "так называемом знании", сдесь просто говорится "ВИДЬЯ" и все, а Прабхупада переводит "так называемое знание"? Потому что если переводить стих дословно, то получается что знание хуже невежества.Это же бред, как такое может быть? Итак ишопанишад утверждает что знание хуже невежества, как можно понять, какое знание сдесь имеется ввиду? Только через традицию, через парампару. Без этого слово "Видья" и все знание... Как понять что это за знание в невежестве такое непонятное. И откуда оно могло существовать тысячи-тысячи лет назад, когда было Ишопанишад пересказано, все же были ангелами в ведические времена, все было хорошо и тем не менее, автор Ишопанишад - Сваямбхува Ману говорит "так называемое знание" - оно было всегда.
Люди, которые выдают ложь за правду, это говорит о том что ложь может быть очень логично построена, у иллюзии может быть четкая логичная структура, это не делает иллюзию знанием. Мы говорили что есть большая разница между информацией и знанием. Знание исходит из Веды, информация может исходить из практического опыта. У ученых есть куча знаний, куча информации, они смотрят через какие то свои радиотелескопы на звезды Вселенной и у них куча знаний в связи с этим, куча информации, но является ли это знанием? Это одна из форм невежества, которое обличино в логическую форму. Учение Дарвина очень логично постоено, но оно не является знанием, является невежеством и говорит только о том что у иллюзии( у невежества) может быть логическая структура, которая действует магически, завораживающе, понимаете? И люди думают что это и есть знание.
Итак в самом начале Ишопанишад провозглашается этот принцип Ишовасья: Все живое и не живое в этом мире управляется Верховным Господом и принадлежит ему. И поэтому каждый должен брать только то что выделено ему как его доля не посягая на остальное, хорошо зная кому все принадлежит. Это первая мантра Ишопанишад. Далее говорилось о том, какие последствия будут от того что человек принимает этот принцип. Человек, понимающий это может надеяться прожить сотни лет, ибо такое понимание и деятельность не связывают человека законом кармы. И другого варианта для человека нет, итак это следствие следования принципу Ишовасья, далее в мантре третьей говорится "Убийца души, кем бы он не был, отправляется в миры невежества, полные тьмы, это следствие невежественной деятельности, непризнания принципа Ишавасья, когда люди всесто того чтобы принимать и довольствоваться тем что приходит само собой и служить Богу, превращают материю в Бога. Когда накопительство превращается в самоцель. Вследствии попадают в миры невежества.
Итак в первой мантре был главный тезис, во второй и третьей мантре были последствия - позитивные и негативные, что будет, если мы следуем принципу Ишавасья и что будет если мы не следуем принципу Ишавасья. И вот сегодня в мантрах, которые мы рассмотрим 9, 10, 11 более подробно последствия вот этой вот невежественной деятельности рассматриваются в сфере образования. Итак тут мы прочитали текст этой мантры "Тем, кто совершенствуется в невежественной деятельности, уготованы темнейшие районы невежества. Однако еще хуже те, кто совершенствует так называемое знание" Оказывается что еще кроме невежества и районов невежества есть еще худшие варианты. Итак развитие общества и система образования, которая по идее должна распространять знание, они напрямую связаны друг с другом. Потому что система образования, будь то семья или школа или какие-то государственные образовательные заведения, или системы альтернативного образования, которых сейчас не мало, они все связаны с тем что они дают какое-то направление жизни человеку. Они дают нам представления о себе, о том кто мы такие, что это за мир такой, в котором мы живем и соответственно люди делают какие то выводы, куда нужно идти теперь, если я(человек) являюсь физическим телом, которое живет всего несколько десятков лет(не долго), что я должен сделать? Я должен преуспеть в гонке за чувственными наслаждениями, некоторые это делают корректно, правильно (учатся работают, зарабатывают). Некоторые думают: "Катись оно все в болото, я итак возьму" Какими то другими незаконными путями пытаются это сделать. То есть в зависимости от того как мы представляем себя, жизнь, общество, как нам образование все эти вещи освещает, отсюда уже вытекает наш стиль жизни, наша цель жизни. То есть образование и жизнь очень тесно связаны, что мы думаем о жизни, о себе.
Поэтому направление развития, ориентация, которую мы получаем из образования, оно фактически побуждает нас тратить энергию так или иначе, в соответствии с одними принципами или с другими. И так называемое знание, которое обсуждается в этом стихе, это знание, которое только выглядит как знание, но по сути дела - не является. Потому что знание это Веда, а в чем смысл Веды - Кришна говорит: смысл всех Вед - познать Меня.
Итак смысл всех Вед - знание о Боге и знание о пути, который к Богу приближает. Все что помимо этого - это форма невежества, хотя она выглядит как знание, похожа на знание(логика эмпирика, какие то подтверждения и так далее). Но если это знание не ставит своей целью очистить душу, очистить человека - это форма невежества, как бы она не называлась(физика, химия, математика, русский язык, литература, что хотите) Хоть Богословие, Хоть Теология, но если выводами этого Богословия и Теологияя является не любовь к Богу, значит это форма невежества. То есть название не имеет значения, вы можете быть кандидатом и доктором любых наук, но если их целью не является прямой или косвенный выход на путь к Богу, значит это форма невежества. Это может помогать нам в какой-то степени, невежество мы не отрицаем полностью, невежество тоже нужно, знать материю нужно, и знать духовное нужно, но даже если становимся на путь материального развития, это материальное развитие должно постепенно приближать нас к Богу. То есть это должен быть материализм, но в благости, благостный материализм, платформа для духовного развития, в этом плане материя не отрицаема, об этом мы чуть позже скажем. Итак сдесь приводится буквально такое сравнение что "так называемое знание" опаснее невежества, точно так же как змея, у которой на голове драгоценный камень опаснее чем обычная змея. Это такой немного требующий объяснения термин ведический. Согласно Ведам на дне Вселенной есть такая планета Паталалока и там живут Наги. Наги это очень необычные существа, которые являются змеями, но они обладают такими мистическими способностями, что они могут превращаться в людей. И эти наги они очень большие. Наги это необычные змеи. Обычная змея и Наг, это как змея и червяк, червяк тоже похож на змею. Обычные змеи против Нагов, это как мелкие червяки. Наги это гиганские змеи, огромные, обладающие человеческим разумом и змеиной формой и у них в качестве украшения на головах драгоценные камни, потому что вообще драгоценные камни являются плодом определенной алхимии. Когда дождь падает в определенное время, когда Луна проходит через определенные Накшатры(Звездные стоянки), попадает на разные субстанции, образуюся разные драгоценные камни, так просто драгоценный камень в процессе химических взаимодействий невозможно создать, это чисто алхимическое такое произведение. И на головах этих Нагов такие вот природные драгоценные камни, и благодаря этим драгоценным камням освещается подвал Вселенной, потому что низшие миры не освящаются Солнцем. То есть 3 мира:
мир Благости (верхние миры) там нет Солнца
мир Страсти - там есть Солнце
мир Невежества - там тоже нет Солнца
В мире Благости нет Солнца, потому что оно не нужно, там они светятся сами собой(самосветящие), там живу Святые. Самосветящиеся миры, там нет нужды в Солнце. В нижние миры не попадает Солнце, там нужно искусственное освещение. Искусственным освещением Вселенной является свет исходящий как отраженный луч Солнца, проходящий через драгоценные камни на головах этих Нагов.
И средний мир, это Земля, мир духов и полубоги - этот мир освящает Солнце. Это Бхурлока. Наверху Солнца нет, внизу Солнца нет, Солнце только в середине. Такой вот подвал вселенной освященный этим светом, исходит из этого сияния этих камней необычных. Так вот смысл этого сравнения что голова змеи, на которой находится драгоценный камень. Если вы видите змею у которой на голове драгоценный камень то драгоценный камень может нас привлечь и мы забудем что он на голове змеи. Если мы видим обычную змею, нас ничего не привлекает особенно, мы сразу подальше стараемся держаться. Это змея, никаких иллюзий нет, если мы увидили что у змеи на голове драгоценный камень, но нам хочется камень взять. Когда вы забыв о том что камень на голове змеи, берете его, она вас кусает. По этой причине змея украшенная драгоценным камнем опаснее обычной змеи, в этом смысл сравнения, что так называемое знание привлекательно. Всевозможные разные науки, всякие разные сферы, но когда мы пытаемся взять это - мы получаем яд. Какой яд? То есть мы получаем представление о том что Бога нет. То есть в чем смысл "так называемого знания". Смысл его в том что в следствии этого образования люди не приходят к Богу, а наоборот отходят от него, итак если смыл Веды, если смысл познания - прийти к Богу, то образование которое уводит от Бога, то это и есть "так называемое знание" столь же опасное как вот эта вот змея, у которой на голове драгоценный камень, вот это вот важно понять. Смысл не только Веды, как бы книжки индийские - прийти к Кришне, смысл вообще знания прийти к Богу. Не должно быть разделения на образование светское и духовное. Это искусственные вещи. Образование есть образование, человек это соединение духа и материи, неразрынвно связанных сейчас. Поэтому образование так же должно быть целостным. И практическое материальное знание и еще более практическое духовное знание, Которое выводит душу из этого тела. То есть для того чтобы целостно образоваться. Но мы живем в такую удивительную эпоху, когда это все поделено. Духовное отдано церкви, пусть делает что хочет. А материальное отдано науке, и они друг с другом не дружат, то есть представьте что у нас в теле был бы разлад между двумя структурами, одна не дружит с другой. Один орган поругался с другим. Проблема. Точно так же духовное и материальное пока не связаны, но должны находиться в гармонии, и поэтому человек с самого начала своей жизни должнет получать знание и о том и о другой. И когда материальное знание выдается за вершину знания. Как суть всего, вот это и есть "так называемое знание" ложь, ошибка, которая приводит человека к тяжелым очень последствиям, то есть он просто заблудился. Человек который заблудился, он в беде, представьте себе что он потерялся где-то в лесу, в непонятном каком-то месте, и все, никто не может его вывести. Точно так же живые существа, хотя они живут, прописаны где, они знают где их квартира, дом, по сути они заблудшие, потому что люди современные знают массу всего, кроме главного: Не знают кто они такие. А раз не знают кто я такой, значит не понимают в чем настоящие потребности. То есть получается так, что "так называемое знание" это то что заменяет настоящиее. Давайте попробуем предствавить себе какие то конкретные примеры, того что такое так называемое знание в современном контексте? У кого нибудь есть есть какой нибудь пример, когда вот это вот ложное знание или то что люди называют знанием, выдается за настоящее или принципиальное, кто то может привести пример? Теория Дарвина, когда логически построенная иллюзия выдается за науку, никак не доказанную. Еще какие нибудь примеры кто нибудь может привести?
Теория Большого Взрыва, происхождения. Да, тоже очень логично, они говорят что Вселенная расширяется, удаляется, спектр от света идущий от разных звезд, все время удаляется, значит что-то взорвалось, значит они летят, летят и разлетаются. Все очень логично. Вот это теория большого взрыва. Еще какие нибудь примеры есть того что называется так называемым знанием?
Теория Дарвина в принципе никак не влияет на мое желание. От обезьяны все пошло или от Бога, я этим в своей жизни фактически не пользуюсь. Воздухопланием я тоже фактически не пользуюсь. Из области практической кто нибудь может что нибудь привезти.
Мясо полезно для здоровья - "так называемое знание". Люди едят, давятся этим так называемым продуктом, полезным для так называемого здоровья. Еще кто нибудь может что нибудь сказать. Экономика, да! Существует у нас экономика, кандидаты экономических наук, институты, всякие разные экономисты, а в чем состоит так называемое знание, оно же работает? В чем пример? А ваше понимание каково? То есть нестабильность и ложность современной экономики, что она основана не на зависимости от природы, а на искусственном раздувании вот этой вот искусственной массы, которая... ценность, бумага. Хотя давно ясно что не обеспечивается золотым запасом, тем не менее люди ради этого всего... Да.. Еще есть примеры? Чуть чуть пить действительно полезно, вопрос чего? Алкоголь. Ну да, понятно. Да, примеров можно много разных привести, то есть так называемое знание,
это сейчас развитие всевозможных технологий так же которые пытаются противостоять другим технологиям, допустим, одни технологии полностью осквернили окружающуюю среду, отравили воздух и воду и поэтому у нас есть другие противодействующие этому очень полезные вещи, допустим, большой популярностью пользуются различные фильтры для воды, потому что вода очень грязная, поэтому нужно очищать, замораживать, потом эту замороженную воду размораживать, потому что после размораживания теряется информация в ней, потом эту размороженную воду теперь мы фильтруем, но особенность в том что многократно пропущенная через всякие разные такие искусственные очищения, эта вода уже не живая а мертвая фактически,хотя состав её H2o, но в ней уже нет праны в этой воде. Смотрите сначала вот какие азонаторы воздуха, которые как то там расщипляют пыль в одно место, воздух в другое место. Смотрите, сначала одни технологии разрушают окружающую среду, а потом другие технологии говорят мы вам поможем, ничего страшного, купите резонатор и тд. Фактически это и есть так называемое знание, полностью искуссственые вещи, при помощи одной руки ломаем, а другой строим, одни вирусы пишут, а другие вирусы производят, то есть фактически это одна команда, я уверен что это такая мафия. Одна сторона инфицирует население при помощи вакцинации, другая сторона кормит их скажем там таблетками, чтобы усилить вам здоровье. Это и есть так называемое знание, которое не имеет никакого отношения ни к здоровью человека ни к его развитию, ни к чему. Вот это то что просто напросто морочит голову людям, отнимает их время, отнимает их деньги, и люди никуда не двигаются. То есть всевозможные химиетерапия и та же самая фармакология большей частью она делает людей зависимыми от лекарств но ничего не лечит, ничего не лечит и делает людей более зависимыми и ослабляет их, но так сказать столько всего по этому поводу, что люди говорят: это полезно, то полезно, это хорошо, то хорошо, антибиотики, что то еще такое, хотя в природе нет никакой необходимости в химических антибиотиках, они есть в природе, хотите пожалуйста, бесплатно, вот грейпфрут, это ествесственный сильнейший природный антибиотик, который не убивает имунную систему, при этом он фактически убивает любые бактерии, немного хороших лекарств, ципросепт, оно полностью натуральное, это естесственный антибиотик, сделанный из грейпрута, вот и все, капаете несколько капель на двухлитровую бутылку, выпиваете стакан и никакой инфекции, вообще ничего, и не нужно ослаблять свой иммунитет, но продавать то надо вот эту всю химию и поэтому существует это так называемое знание и люди могут выбрать из знания и из невежества, и все в одном ряду находится, и мы не можем выбрать, у нас нет знания, а если знание есть, то невежество мы не трогаем, а знание выбераем, другим проявлением так называемого знания являются всевозможные какие то национальные проекты типа искусственная демографическая программа, пытаются людей заинтересовать тем чтобы больше рожать, мы вам будем больше денег давать, или какие то пытаются изыскать ресурсы для повышения пенсий, хотя дело то не в этом. Почему люди не хотят продолжать род, почему люди не хотят иметь больше детей, почему проблемы существуют у пенсионеров, не хватает денег. В чем причина? Причина в не в том чем денег не хватает, причина в том что у людей нет отношений, поскольку разрушаются отношения у родителей и у детей, поэтому родители остаются на старости лет одинокими и они зависят от пенсий а не от любящих детей. То есть искусственная проблема. Или например в самой большой стране на свете по прежнему существует бешаная жилищная проблема. Она создана совершенно искусственно. Можно было настроить всем домов, экономичных, нормальных. Нет, потому что есть банки, которые выдают кредиты которые этим живут. Они живут невежеством. Вот и люди думают: Вот как удобно, как хорошо, понимаете? А на самом деле нас водят за нос, морочат голову так называемым знанием. Вместо того чтобы думать о том как развивать отношения, представить возможность для нормальной жизни, всего этого нет. Корень проблемы остается и так называемое знание это то, что находится на поверхности. Так называемое знание, это попытки косметическим способом замазать проблему, но корень проблемы остается, он полностью остается. И она очень важна, эта проблема. Она очень нужна эта проблема, потому что сейчас на проблемах многие люди делают деньги и очень большие, мы еще к этому вернемся. Военная промышленность, это самый выгодный бизнес, поэтому есть люди которым нужна война, иначе кто же будет покупать такие вещи. То есть людьми просто напросто тонко манипулируют, нужны болезни, чтобы продавать лекарства, нужны войны чтобы продавать оружие, нужна слабость человеческая, чтобы продавать наркотики, это мощнейшая программа. Очень нужен алкоголь, потому что когда Горбачев начал эту сначала борьбу с алкоголем, потом его просто прижали свои же, говорят ты че делаешь, в бюджете дыра, денег не хватает, трезвость решил разнести, пускай пьют, это не наше дело, нам деньги нужны, а то что люди в ад катятся, ну и черт с ними, пускай они в невежестве об этом не догадаются, пусть пьют и все в порядке, главное чтобы деньги платили. На невежестве делают гиганские деньги, а основные деньги делают через невежество, через разрушение, через ??? это основа всего. Поэтому знание распространять очень сложно , потому знание выбивает сразу же основу из под кормушек, на которых сидят люди, которые кормятся миллиардами. ТО есть невежество оно поставлено на индустрию. Оно выдается за знание сейчас. Итак в этой мантре 9 дальше говорится о том что это знание о так знании сейчас даже более актуально чем когда бы то ни было. Но было время, когда даже в ведические времена существовало так называемое знание. Прабхупада говорит что есть так называемая ВЕДАВАДАРАТИ, это люди, которые которые как бы изучают Веды и даже преподают их, но при этом они делают выводы совсем не ведические.
Итак мы узнали о том что смысл всех Вед - познать Бога, но их выводы совсем другие. О чем же говорят они? Для них выводом вед является Сварга - Рай(райские планеты). Или другим выводом Вед является освобождение, жизнь это страдания, и от страданий нужно освободиться и мало кто из них говорит о том что истинный вывод вед - не наслаждаться в материальном мире, и не освобождение от страданий, а развить любовь к Богу, и такой вывод правильный. Но даже в Ведические времена существовало очень много ведических материалистов, школ которые делали акцент на материализме ведическом, этих всех ягьях, которые ведут на сваргалоку и тоже так сказать было очень много людей, которые имперсальным безличностным образом толковали Веды. Вот вам пожалуйста ВЕДАВАДАРАТИ, которые вроде бы знают Веды, которые являются учеными пандитами, людьми с большими именами, почитаемыми ачарьями различных матхов, организаций храмов и так далее. И у них много последователей, потому что материализм в тех или иных формах всегда привлекателен для обусловленных душ, под видом духовности ... всегда привлекателен. Итак в Индии очень много разных комментаторов Вед, которые дают совсем не выводы. При чем Бхагавад Гиту все принимают. Бхагавад Гита ну конечно Книга Книг и все места в стихах. Кришна говорит абсолютную истину, читайте до конца там все написано. Смысл всех Вед - понять Бога. Кришна говорит смысл Вед понять Меня.
Итак и в прошлые времена были вот эти вот люди, пропагандирующие так называемое знание и сейчас их еще больше естесственно, они расцвели пышным цветом. Так называемое знание сейчас в основном 2 видов, это либо религия без философии, либо философия без религии. Религия без философии - это пустой ритуал, где эксплуатируют идею веры, что люди должны во что то верить, во что то хорошее, что есть Бог, покланяйтесь, молитесь, просите о помощи - это материализм, но материализм под видом религии. Это религия без философии, где нет понимания где Бог, какой он, почему я страдаю? Никто не может объяснить. Если вы зададите такой вопрос, если есть Бог то почему я страдаю, то лучшее что вам скажут, потому что кроме Бога есть сатана, который все проблемы создает. Никто не признает что мы сами создаем страдания, что дело не в Боге, что Бог сделал мир совершенным, дал нам знание, дал нам все возможности. Они говорят да Бог - хороший, мы хорошие, но вот гад - сатана, надо сражаться понимаете. У него есть последователи - сатанинские отродья, которые проповедуют карму и реинкарнацию. Вот это называется так называемое знание. Религия без философии и философия без религии. Философия без религии - это что такое? Это наука. Это просто попытка проанализировать мир, это таблица вам менделеева, пожалуйста. Таблица Менделеева не против, она не мешает, если материальную природу, все эти элементы, которые он там открыл , рассматривать на фоне духа, это помогает. В противном случае максимум, что мы имеем, это просто химия.Вот все, такая наука. Она есть и имеет практическое приминение, но она не выводит людей, она не помогает людям избавиться от материи. Да менделеев расписал материю таким образом очень хорошо. Но расписал ли он каким образом из этой материи душе выйти? Нет! Значит это одна из форм невежества. Потому мало расписать материтию. Важно обнаружить самый главный элемент санкхия. Если мы проанализировали материю, расщепили ее на части, что мы там нашли, только одни материальные элементы? А жизнь то где? Тело живое разделили на части, ни один из элементов жизни не несет, если соединить их обратно все, то уже не будет жизни, если разрезать на части, а потом соединить то не будет жизни, что же пропало? Элемент жизни, откуда жизнь - элемент сознания. Итак мы все разгребли, все расщепили но самое главное не нашли, поэтому смысл не в том чтобы проанализировать, а сделать еще и вывод, что сдесь самое главное в этом поле деятельности . Поэтому есть религия без философии, есть философия без религии, это другая форма невежества и далее в заключении к этой мантре Прабхупада рассматривает. Он говорит что есть различные ВЕДАВАДАРАТИ, есть просто демоны, ассуры, есть марпа, это гьяна, мы знаем что это ученые, которые как раз и представляют собой эту ветвь - философия без религии. Когда они пытаются показать что смыслом познания является не открыть Бога, а наоборот устранить его. Наоборот провозгласить что мы являемся Богами, и мы управляем всем на земле, то есть фактически такая вот наука, философия без религии это попытка поставить человека в роль высочайшего манипулятора, то есть того кто всем управляет и соответвественно наслаждается, то есть это попытка стать Богом. Тоесть гьяна это буквально знание, это люди, чье знание украдено иллюзией, то есть по виду они ученые люди но выводы которые они делают, прямо противоположны Ведам. Они считают что духовность и положение Бога сочитается с наукой. Они говорят что науке чужда всякая духовность. До сих пор. Пару лет назад какой то академик Гинзбург из России прямо войну устроил с православной церковью, говорит церковное мракобесие наступает на страну, школы, везде лезет, называл словами негативными, церковь на него в суд подала. И помоему до сих пор этот вопрос не закончет. Поэтому агадемик, лаурят нобелевской премии, серьезный человек с серьезными аргументами, для него нет никакого Бога. То есть смысл его познания не в том чтобы открыть высший Источник всего, полюбить Его и предаться, наоборот - только человек со своим знанием! Знание сила! Покорим природу. Такая природа, понимаете? Это и есть гьяна, который познает познает познает, смысл его познания - не открытие высшего Источника, а постановка человека. И практически им доказать ничего невозможно, потому что у них изначальная установка такая, что не может быть никакого Бога и в этом нет никакого смысла. Противопоставление знаний и Бога, хотя на самом деле это одно и тоже, потому что знание Веды исходят из Бога и знание не может быть противопоставлено Богу, и смысл знаний является прийти к Богу, но у них другая концепция, они говорят нет и все поэтому они называются Гьяни, им почти ничего невозможно объяснить. Они очень близки к асурам, но асуры такие грубияны. Но эти гьяни по виду интиллигенты, но суть та же самая практически. И на самом деле в этом стихе ишопанишад говорится что те кто культивируют так называемое знание закончат хуже чем те кто находится в невежестве, потому что на самом деле согласно Ведам в аду есть разная степень наказания. Наказания за неумышленные грехи, допустим я ем мясо, но я не знаю что это нельзя делать, это неумышленный грех, другая степень наказания - за умышленные грехи, когда я знаю что это нельзя делать, и третья степерь наказания - самая тяжелая, за распространение знания что грех не является грехом. За распространение так называемого знания. Такая притча как в ад попал убийца и учитель материалист и убийцу освободили раньше чем этого учителя, и учитель негодавал: Что такое? почему этого убийцу этого живодера освободили раньше чем меня, я хороший человек, детей учил. Ему говорят, пока последний не освободится от последствий твоего так называемого образования, ты будешь находиться сдесь. Ты пудришь мозги, ты не только совершаешь грех, ты выдаешь грех за безгрешие, ты выдаешь грех за благодетель. Я например по своему опыту знаю, что общение с преподавателями, это почти так же безнадежно, как с врачами. Есть 2 категории сфера образования и сфера медицины. Это почти не пробиваемые существа. Я читал лекцию в мединституте один раз и понял что более агрессивной и невосприимчевой среды чем преподаватели, особенно преподаватели естесственных наук, этих самых, общественных наук, это вообще не пробиваемая твердолобость, вообще не пробиваемая ничем, понимаете? И медицина естесственно. То есть Я помню что когда я там на кафедре общественных наук в меде провел лекцию, такая после этого была тягостная тишина И преподаватель сказал: А вы знаете что вы опасны?, Я говорю знаю! Но вопрос для кого, для тех кто ведет людей по пути заблуждения то да. И они так как то заерзали, и у меня было ощущение что я попал в логово. Они зашипели, как будто почувствовали угрозу какую то. Это так называемое знание. Итак в этом смысл мантры 9. Что невежестве это плохо, те кто культивируют невежество попадут в невежество, но еще хуже те кто культивируют так называемое знание.
Мантра 10, связаны они между собой.
Мудрецы объяснили нам что процесс совершенствования знания приводит к иному результату, чем культивирование невежества. Опять же что называется знанием сейчас. Сдесь в комментарии Шрила Прабхупада перечисляет аспекты знания, ссылаясь на 12 главу Бхагавад Гиты, там в 12 главе есть стихи где Кришна перечисляет 18 аспектов знания. Причем там он не говорит что это Физика, химия, математика, биология. Он говорит скромность, смирение, отказ от насилия, знание того что рождение болезни, старость смерть есть зло. Филосовский поиск Абсолютной Истины, стремление жить в уединенном месте, принятие духовного учителя, чистая безпримесная преданность Верховному Господу. Вот такие неожиданные вещи Он называет знанием. ...... Невежество совсем не обозначает что это не нужно знать. Но нужно знать что дважды два четыре. Хотя дважды два четыре, это знание не ведущее меня к Богу. Это практичное материальное знание, то есть меня обсчитают на рынке если я этого не знаю. Но я не должен пытаться принимать это знание за Абсолютную Истину. Итак знание это то что позволяет человеку понять различия между материей и Духом. Так определяет знание Кришна в Бхагавад Гите. Он говорит Знанием иминует понимание поля деятельности материального и знающего поле. Знающих поле - их 2. Душа и сверхдуша. Атма и Параматма. Итак есть поле деятельности материальное. Есть знающая поле душа, и Параматма - высшая Душа, знает все поля. И понимание различий между душой, Сверхдушой и материей - называется знание. Другие авидьи они тоже нужны. Какие то материальные вежи, они нужны, знание о том чтобы приготовить борщ - это знание. Но по сути дела, это невежество. А вот знание о том как этот борщ предложить Кришне - это настоящее знание. И рождены противостоять друг другу, материальное знание является знанием. Духовное является продолжение. Но когда материальное знание противопостовляется духовному знанию, как в случае с наукой, вот это называется формой невежества. Итак что сдесь Кришна перечисляет. Некоторые моменты форма знания. Нужно научиться быть терпеливым и не поддаваться ни на чьи провокации, это аспект знания. Представляете себе? Наука, которая учит нас быть терпеливыми и не поддаваться на провокации, говорят ты дурак, ты сам дурак. Я не должен поддаваться на провокации, а должен научиться быть терпеливым, и это форма знания, понимаете? Человек должен найти истинного духовного учителя, который сможет постепенно привести к духовному самоосознанию, и следуя такому духовному учителю, служа ему, задавая уместные вопросы, - вот аспект знания. Всегда нужно помнить о том, что пока у нас есть материальное тело, мы неизбежно будем страдать от повторяющихся старости, болезней, смерти, бесполезно пытаться избавиться от этих страданий материального тела, самое лучше - найти способ обрести свое духовое я. ...
То есть практическое знание состоит в том то что материальные проблемы решаем, то есть их решать нужно, когда они острые, но нужно понять, что пока существует материальное тело - они будут всегда. Поэтому это удобное оправдание, чем занять себя, потому что какие то проблемы есть всегда. Но сдесь говорится что аспектом знания является не попытка решить все проблемы материальной жизни, материального быта - это не реально. В конце концов мы должны заняться решением вопроса - откуда взяллось материальное тело - из обусловленного сознания души. Решить эту проблему. Не латать дыры на итак расползающейся ткани, ткань расползается какой смысл латать расползающюся ткань. Материальная жизнь - это расползающаяся ткань. Материя уходит из под ног, какой смысл ее латать, она расползается. Время разрывает все. Разрывает: сводит, разводит людей. Создает разрушает. Таково действие времени, поэтому попытка удержать это искусственно - это не есть знание, да мы решаем какие то свои сложные материальные проблемы, но смысл жизни не в этом, а смысл жизни в том чтобы найти принципиальную проблему, одну из за которой появилась куча всех остальных, откуда спектр проблем взялся? здоровье, какие то экономические проблемы, отношения, что-то еще, жилье и всякие всякие разные, мир во всем мире, загрязнения, откуда эти проблемы взялись? Они взялись из обусловленного сознания. Настоящим знанием является - найти глубинную проблему и ее решить. Остальные проблемы, ну по мере их решаемости - решаем. Понимаем что это не главная проблема. Так вот еще вам пожалуйста аспект знания. Как мы живем, какую проблему решаем в своей жизни, это аспект практического знания. Не следует радоваться или огорчаться из за того что представляется желанным или не желанным нашему уму. Это тоже популярная тема. Ух там удачно получилось, неудачно получилось, хочу, нехочу. Деятельность, тюрьма все это. Говорится что не следует радоваться и огорчаться тому что нашему уму, по нашим планам вышло или не вышло. Потому что кроме нашей кармы существует карма других существ. В конце концов есть ВОля Бога. И наша жизнь показывает нам одну простую ситуацию - ты не являешься управляющим. Когда в нашей жизни все происходило по нашему? Крайне редко все происходит по нашему плану. Большей части не по нашему, значит по какому то другому плану. То есть жизнь нам показывает чо мы не являемся управляющим. Успокойся, радость получай из других источников, материальная жизнь так, сяк может поворачиваться, по разному. И самый главный аспект знания , это стать чистым преданным Верховной Личности Бога Шри Кришны, и служить ему с полной состредоточенностью. Прабхупада говорит что этот аспект знания является основным. Очень хорошо Сухотра Махарадж Сказал - это лейбмотив, который тянет за собой вагоны, которые нужно толкать, и вот главным качеством, которое является источником всех остальных - преданность Верховной Личности Богу. Так же как локомотив тянет все вагоны, так же вот это качество из нас все остальные постепенно качества из души так сказать производит и они появляются на свет. Итак сдесь говорилось в этом вот абзаце к десятому стиху, что есть истинное знание, .....аспекта и главным из них является преданность Богу, знание Кришны, и знание пути Кришны. Авидье невежество, это непонимание Бога и непонимае положения, непонимание высшей цели
и далее в следующем фрагменте комментария к этому десятому стиху, прабхупада пишет о кризисе в системе образования. Система образования успешна в том случае, когда учителя являют собой не просто ностилями знания, а являются ачарьями, когда они живут не двойственно, не двойными стандартами, а то есть что проповедуют, так и живут. То есть это действительно достойные уважения учителя. Поскольку учителя перестали быть такими в большинстве случаев, молодые их не уважают. Мы видим что в системе образования, в школе детей учат не чувства контролировать. Мы знаем что классическое ведическое образование - сначала контроль чувств, а потом знание, потому что если контроль чувств не дать, а дать знание, то этим знанием злоупотребят. Не на то направят, когда нет моральных качеств. Допустим придите в обычную школу, не в какую нибудь элитную а в обыкновенную. Что вы там увидите, Вы увидите там самую настоящую дедовщину среди детей. В армии она более опасная, потому что там более взрослые люди, а сдесь пока еще дети. Когда старшеклассники могут, когда первоклассник будет пытаться в туалет зайти, сказать гони десятку. Это маленький ребенок еще, ему нужно помогать, а этому плевать. Ему нужно деньги с кого-то взять. Это при полном попустительстве. Понимаете? То есть вы увидите дедовщину в миниатюре. Когда детей подсаживают на наркотики, на тот же табак, на проституцию, на что угодно. Вы это увидите в школе натурально. Понимаете? Школы перестали быть источниками знания. Перестали, Только какие нибудь может отдельные заведения, где учителям хорошо платят, они уже вынуждены выдавать продукт, что называется. А так в общем нет. И родители бедные вынуждены искать альтернативное образование, или на дому, как хотите или там элитные школы, потому что в противном случае ребенок научится чему угодно но не знанию в школе. Он всяким разным другим вещам научится. Итак Прабхупада пишет очень подробно там о кризисе образования, о кризисе моральном. Пишет что ученые сейчас вместо того чтобы искать нити к миру, лучшие мозги заняты разработкой оружия. Освоение космоса, нанотехнологии. Новое оружие, нанотехнологии вот все. Ученые - самые умные, самые умные должны идти искать путь к Богу, к миру, к любви, а они вместо этого бомбу новую придумывают. Это полный кризис. Но я уже сказал что почему они это делают? Потому что оружие это очень выгодный товар и наша страна борясь за мир одной рукой, другой рукой продает очень много оружия. Якобы нашим союзникам, которые якобы оберегают себя от якобы каких то врагов. Ну как бы да, прикрытие замечательное, но по сути это просто бизнес. Мы должны иметь прикрытие, мы продаем своим друзьям союзникам, потому что на них могут напасть другим. Друзьям продаем. Но по сути дела, если вывеску снять, мы просто торгуем смертоносное оружием и все не более того. Один какой нибудь авианосец стоит миллиард долларов, представляете себе? И сейчас мы будем за мир бороться, да кому он нужен этот мир, когда на войне делают такие деньги. Такие деньги на войне делаются.
И они разрабатывают синтетические наркотики, какой то сериал был, синдикат, такой россиийский, из области 90-х годов, когда за целой кучей таких благопристойных вывесок скрывался синдикат по производству дешевого синтетического наркотика и централизованного распространению по всей стране. Потому что героин и так далее это дорогие вещи, и не каждый может себе позволить. А можно под официальными названиями официальных лекарств продающихся в официальных аптеках продавать наркотик, делать все совершенно официально, не нужно быть потайным наркобароном, который на своей подводной лодке из колумбии в сша за взятку на таможне, нет, можно официально делать все. В правительстве прикрывать. Можно официально все делать. И это происходит иногда. То есть пожалуйста, ученые они там такие сцены показывают, как просто с улицы берут беспризорников, и на них тестируют наркотики, что с ними будет, такой наркотик, такой такой. Какое действие, какие ломки, какие этапы и все. Это реальные вещи просходят. В стране до 30 000 детей в год пропадают. 30 000 детей в год пропадает. Куда они деваются, никто не знает, понимаете? Есть разные версии, органы продают, че угодно, вообщем кошмары просходят. Это полнейший кризис общества, при этом слышим лозунги, что у нас нормально все программы, на самом деле если представить всю картину кризиса современного общества, то она слишком страшна, чтобы показывать, поэтому есть такая система, как система пропаганды, которая продает претенциозно поданную информацию, одни плюсы, там повышаем пенсию, мы не сильно пишем что мы повышаем цены, зачем об этом писать, все и так знают, зато мы напишем что мы повышаем то то то даем. То есть общество находится в глубоком кризисе и образование это самый главный кризис.
Итак для того чтобы был спрос, для того чтобы бизнес хорошо работал, нужно подогревать предложение. Посколько война является очень выгодным бизнесом, поэтому кому то нужно чтобы был террор, кому то нужно чтобы был страх, кому то нужно чтобы был национализм и ссоры, потому что это будет стимулировать покупку оружия и все. И это говорит о глубочайшем кризисе общества. Бхактивинод Тхакур говорил по этому поводу очень хорошо, он говорил что когда сам вид шакти - энергия познания человека, попадает под воздействия Майя шакти(иллюзорной энергии) отсюда появляется вид иллюзорной энергии. Итак наше познание шакти, энергия исходящая из Бога, способность познавать, когда она соединяется с материальной энергией, майа шакти иллюзоной энегрией, оно идет по ложному пути. Итак это познание чего будет. Это познание всевозможных разных вещей, как делать наркотики, как делаеть оружие, как уводить деньги, как деньги обманным путем снимать у людей с кредитных карт. Человек сидит и не понимает что с его карты регулярно снимают деньги. Технологии.... и человека даже не догадывается куда идут деньги, просто дыра какая то. Целая куча разных обходных схем увода денег из государственной казны, откуда угодно, вот это же знание все. Откуда рождается такое знание? Это знание рождается когда энергия познания Шакти соединяется с Маей - энергией иллюзией, тогда появляется нацианализм всевозможных форм обмана, когда это выдается за знание, всевозможные такие технологии. Истинное знание, самое настоящее знание, оно не касается материи, в ведах приводится такой интересный пример, что есть такая птичка, я не знаю как ее на русском языке, и особенность этой птици состоит в том что она пьет воду только из грозового облака, тоесть каким то образом прямо к облаку подлетает и из облака в концентрированном виде такого еще не выпавшего дождя, воду пьет. Причем говорится что это облако очень опасное, потому что из него бьют громы и молнии, но в чем преимущество, в том чистейшая вода, потому что эта вода из облака пока не коснулась земли, так вот этот пример в ведах, он приводится в связи с тем что настоящие ученики по настоящему духовные берут информацию из чистого источника, от духовного учителя, хотя иногда духовный учитель , это облако может метать громы и молнии в ученика, его ругать о невежестве, но эта птичка не боится пить из облака не смотря на гром и молнии и получает чистую воду. Точто так же настоящий ученик пытается получить свое знание не из оскверненных источников, там где вода уже коснулась земли, а из чистого источника, хотя этот источник такой кажется высокий и иногда он такой чуть болезненный. То есть ученик не возражает против того чтобы учитель говорил - ты находишься в невежестве, ты не прав, ты заблуждаешься, он принимает все эти вещи, потому вместе с этим он принимает чистое знание.
Итак знание мы можем получить только у Дхиры, дхиры это последний обзац этой десятой мантры. Сдесь говорится что настоящее знание может нам дать не просто филосов или знаток, а дхира. Кто такой дхира, дхира, это буквально переводится трезвый человек. Трезвый или не опъяненный. Или еще переводят здравомыслящий, трезвомыслящий, представьте себе, идет по улице человек вот такой, еле на ногах стоит вообще, от стенки к стенке, чуть ли не на четыре кости уже падает. Вам придет в голову задавать вопросы вот такому человеку? Скажите пожалуйста как пройти. Он сам не знает как пройти, он уже хотить то не может, он не знает уже где право, где лево, вы же не будете задавать ему вопрос как пройти туда или сюда, когда вы видите что человек явно не в себе. Вы будете спрашивать кого? Трезвого человека. Так вот точно так же большая часть людей этого мира, хотя они по виду вроде бы трезвы, во своей сути, они пьяны. В смысле они опъянены материальной энергией, то есть гуна страсти и невежества, они так сказать полность заполонили сознание этого человека и все. Он не понимает вообще кто он такой. А если не понимает кто он такой знанит, он не может ответить на главный вопрос, как пройти к Богу. То есть главный вопрос жизни, как пройти к Богу?
Когда я понял, кто я такой, что я такой что я частица Бога, остальное уже детали. Большинство религий которые что-то говорят о Боге говорят не полную информацию, не нужно тебе пройти к Богу, нужно у Бога просить материальных Благ. Либо религия что ты сам Бог, или религия что Бог это какой то свет. Чаще всего мы такие вещи получаем. Мы крайне мало получаем позитивно духовной информации......Поэтому большинство людей к сожалению не являются дхирами. Они являются опьяненными этой материальной энергией. Даже верующие люди опьенены материальными желаниями, материальными мотивами, с которыми обращаются к Богу. Дхиры это трезвые то есть тот кто находясь в этом материальном мире, живя в нем не пьянеет. То есть человек пьет но не пьянеет. Почему же он пьет но не пьянеет. Потому что он материальную энергию использует только в контекста духовного знания, поэтому материальная энергия не опьяняет его. Он может брать из материи только самое лучшее - гуну благости и использовать ее в служении Богу. Потому он вроде живет в материальном мире, но он не от мира всего. Он не пьянеет. Как у всяких разных больших личностей, у них есть всякие технологии, хитрости, я наблюдал это когда работал на флоте. В начале и конце каждого.... капитанский ужин. Капитан приглашает всяких разных звездных личностей по рекомендации. Они говорят капитан выпейте за это и за то. И там такая хитрая система, что капитану подливают воду вместо водки. Потому что если капитан будет постоянно пить то в конце он будет лежать. Капитану не полагается пить, ему нужно быть трезвым. И все говорят ну вообще капитан вы столько с нами выпили, как вы на ногах стоите как стеклышко, они же все уже там лицом в тарелке лежат, он хоть бы что. Потому что официант который его обслуживет он знает, он подливает ему воду вместо водки, и никто этого не замечает, потому что все уже пьяные. И он пьет и не пьянеет. Что за такая там тайная философия. Как он там может? Русский мужик, молодец, как держится. А ему нужно держаться потому что ...он капитан. Если капитан напьется - это караул, мы никуда не приедем. Поэтому дхира, это человек, который потребляет материальную энергию но не становится материалистом, потому что умеет ей пользоваться в связи с духовной природой. И в связи с этим последний одинадцатый стих как раз вот эту вот идею завершает. 11 стих это некий синтез 9 и 10 стихов, где говорится о том как вот невежество и знание соединяются.
Итак 11 стих.
Преодолеть повторяющиеся рождения и смерть и наслаждаться дарами бессмертия может только тот, кто может одновременно понять погружения в невежество и процесс совершенствования трансцендентного знания. То есть это говорит о том что человек должен уметь общаться с материальным миром. Короткий фракмент комментария.
От сотворения материального мира каждый старается достичь вечной жизни, но законы природы так жестоки, что смерти не может избежать никто. И никто не хочет умирать. Это очевидный факт. Никто не хочет стареть и болеть, однако законы природы никому не позволяют избежать смерти, старости и болезни. Прогресс материальной науки не решил этих проблем жизни. С помощью материальной науки можно изобрести атомную бомбу и тем самым приблизить смерть. Но наука еще не в силах открыть ничего, что может защитить человека от жестоких лап смерти, болезни и старости. Итак 11 мантра говорит что преодолеть повторяющиеся рождения и смерть - в этом смысл знания, может только тот, кто понять как процесс возвышения, так и процесс деградации. Потому что если мы допустим почитали, послушали и скажем так все, мы выбераем только духовное знание. Материя нас не волнует. Мы так вдохновились духовным что мы решили материю полностью отринуть и вот предвидя такой наивный поворот мысли автор Ишопанишад говорит: нет, дорогой ты не... Если ты примешь только духовное знание, и полностью проигнорируешь материальное - ты будешь наказан. Почему? Потому что сейчас игнорируя материальное тело, игнорируя материальный ум, мы не сможем практиковать духовную жизнь, это говорит о том что не игнорировать нужно, а нужно знать законы, по которым развивается физическое тело. Нужно знать, как гуны материальной природы нужны природе ума, разума, ложного эго. Иначе вы думаете, зачем в Бхагавад Гите такой Книге Книг в 14 главе Кришна говорит о трех гунах материальной природы. Какое это отношение? А во втором стихе 14 главы Кришна говорит "это знание о трех гунах материальной природы, если человек понял его, позворяет человеку достичь природы подобной моей собственной духовной природы". Как это знание о трех гунах позволяет помочь понять Бога, который стоит выше их? Очень просто. Когда человек знает и изучает как действуют гуны, увидит их на себе. Увидит насколько сильно эти гуны держат его, он подумает, а что это за сила действует через гуны, почему они такие сильные, эти гуны. Тогда он поймет что у этих гун есть источник, и для того чтоб преодолеть эти гуны нужно придаться этому Источнику. Но непонимая что за сила это. И все спирая на этого сатану гада. А мы сдесь не причем, мы хорошие, это все он виноват, сатана. Мы никогда не преодолеем материальную природу, понимаете, мы должны понять что эти гуны притягиваются к нам на основании наших желаний. Мы повинны в своих проблемах, не сатана. Это удобный способ переложить вину. Хитрый такой. Тогда куда Бог смотрит, простите меня за выражение, как он допустил такое? Если Бог терпит сатану, и разразил его до сих пор молнией, значит зачем то сатана нужен, или неужели он равен Богу. Это противоречит определению Богу. Но люди настольно тупы, что не понимают этого момента. Как это кто то может соперничать с Богом, ведь сатана его терпит, значит зачем то он нужен. Если Джордж Буш терпит Усаму бен Ладена, якобы цру не могут его найти. Они бы его с другой планеты достали бы его если бы он был им нужен. Он им нужен как страшилка, которая позволяет увеличит военный бюджет. Это ..... они одним бизнесом занимаются на самом деле. Есть даже фильм об этом. У них общее дело у Усамы бен Ладена и Джорджа Буша, они один бизнес делают ... пониаете. Поэтому до сих пор всемогущее цру до сих пор не может найти среди авганских год заблудившегося Бенладена. И наса, которые посылают спутники на другие планеты и исследуют край галактики не могут вычеслить этого усаму бен ладена. Ну кто в такие сказки может поверить. Это нужный человек, благодаря которому делается наше общее дело, он получает свои проценты, он свой герой, играет свою роль понимаете. Как это такое может быть что они не могут его найти. То есть когда мы пытаемся все на какого то там сатану или усаму бен ладена скинуть, это просто попытка снять с ответственность с себя. А ведическая литература, она не для детей, она для ответственных людей. Религия для детей, которые вину не на самого человека какого-то скидывают. Это детский сад, понимаете, это начальный нормальный уровень. Что виноват не я, виноват сатана. Я должен молиться Богу чтобы меня от сатаны защитили. Хорошо правильная идея, но пойми что сатана не где то там во внешнем мире, а в моем собственном сердце, мои материальные желания, это мой вызов к богу, вот это и есть сатанизм, понимаете? Это не какая то внешняя сила, а мое демоническое настроение, мой вызов к Богу, это и есть корень моих проблем, бесполезно искать его во внешнем мире, как какого то дурачка с копытами и рогами, дело не в этом, надо в свое сердце смотреть, откуда этот дух исходит. Исходит от моего внутреннего желания наслаждаться отдельно от Бога, вот это и есть вызов Богу. Падший ангел люцифер бросил вызов Богу, да это я бросил вызов Богу. При чем сдесь какой то люцифер и моя собственная жизнь. Это я бросил вызов Богу. В Бхагавад Гите говорится, когда живое существо не принимает высшей природы Бога, вот тогда оно падает вниз. Я бросил вызов Богу, и поэтому я виноват в своих бедах, понимаете. Это называется взрослая позиция, принять ответственность, а когда человек не принимает ответственность, на кого то другого показывает - это детский сад называется. Ой защити меня от того и того. А ты согласен жить по Божественному закону? Нет у меня слабости такие такие, я боюсь сатану. Сатана находится в сердце. Это и есть неправильное использование. Все мы падшие ангелы, все мы некогда приближенные к Богу, но отошедшие от него, бросившие ему вызов. Вот и вся философия понимаете. Второе пришествие Христа, когда он придет в моем сердце, проявится вот это и есть второе пришествие Христа. Внутрь себя надо смотреть. Люди не понимают священных писаний. Они понимают все как ученики Христа, когда он говорил, что если я мирском говорю и вы не понимаете, что будет когда о небесном скажу. Люди слишком примитивны чтобы понимать такие вещи.
Итак в этой мантре 11 ШП говорит в комментарии что нужно знать и материю и дух, посколько и то и другое исходят от Кришны. Итак материальное ведическое знание очень полезно, потому что без материи мы сейчас никто. Но если мы погрузимся только в материю и достигним вершин материального развития, это ничего не даст человеку. Прабхупада половину комментария описывает самого величайшего из материалистов Хираньякашипу. Хираньякашику согласно описанию из Шримад Бхагаватам - это самый великий на свете материалист. Это тот кто подчинил себе всех полубогов. Даже Нарада Муни перед ним склонялся, это конечно часть Божественной игры, но тем не менее. Итак самое могущественное достижение материализма не может дать человеку вечности, хотя мы все ее хотим, и в комментарии Прабхупада говорит что ...личности происходит против нашей вечной души и не нужно материальными путями калечить себя. Материализация, там физическое бессмертие. Нет, мы уже бессмертны, поэтому мы этого хотим, поэтому все что нужно - открыть себя как духовное вечное существо. Осознать себя душой. Именно для этого человеческая жизнь предназначена, дальше он в комментарии пишет что смысл человеческой жизни - избавиться от страданий впринципе, и он там показывает что наши страдания показывают нашу несовместимость с материей. Как будто попадая в неестественную среду тут же образуется куча проблем. Попадаем на экватор - слишком жарко, на северный полюс- слишком холодно. То есть куда бы я не попал в материальном мире, везде будут какие то проблемы, потому что душа не совместима с материальной природой. И страдания говорят не о моей продвинутости, а моем невежестве. Поэтому бессмертие есть, но бессмертие не на физическом плане реализуется, а нужно просто вернуть свою бессмертную природу. Нужно просто понять чо является гарантом бессмертия. Гарантом бессмертия является наше преданное служение Богу, в этом состоянии, когда мы любим Его, тогда бессмертие естесственным образом проявляется. Во всех остальных случаях, даже когда мы попадаем в Брахман, это состояние не долгое. Итак Прабхупада объясняет нам что когда мы выбираем только материю, то этим самым повышается лихорадка нашей материальной болезни, когда человек болен и температура повышается. Температуру нужно сбивать когда она очень высокая. Он говорит что когда мы сбиваем температуру, не нужно сбивать ее до крайности. Когда у нас 42 температура, мы не говорим что не нужно сбивать ее до нуля. Это другая крайность. Итак если мы настолько материально больны что нас трясет лихорадкой, 42 градуса, уже конец света, предел возможностей человека, нужно сбить температуру. Так давайте сбивать до нуля. Это глупость. Нужно ее снять до определенного уровня 36.6 . Вот все, так будет хорошо. То есть живое существо не может полностью принебречь материей, если мы скажем все! теперь материальная жизнь занимает ноль, температуру до нуля сбили, мы сможем? нет. То есть мы должны жить материальной жизнью, не настолько чтобы лихорадка повышалась, вот это как раз и есть объединение духовного и материального. Когда человек берет из материи лучшее - гуну благости, и одухотворяет ее. Занимается служением, развитием духовного знания. Итак поддержание здорового равновесия, или как Прабхупада использует извесный термин, как извлечь максимальную выгоду из невыгодной сделки, в чем невыгодная сделка ? в том что душа совершила ошибку, и соединилась с материей, и приобрела физическое тело. Мы думаем что будем через него наслаждаться, но мы видим что наслаждения через тело дорого стоят, в основном страдания, проблемы. Наслаждение отягощенное страданием. Итак мы влипли. Майа обманула нас. Невыгодная сделка. Бросить мы уже не можем. Остается извлечь максимальную выгоду из невыгодной сделки, это как? А вот так: использовать тело с высшим значением. Но мы уже не можем в этой сделке не участвовать, мы уже совершили, мы уже получили это тело, поэтому мы пользуемся таким термином, использовать максимальную выгоду из невыгодной сделки. Поэтому мы не отвергаем материю, мы не отвергаем гуну Благости, мы не отвергаем аюрведу, мы не отвергаем астрологию, мы не отвергаем Васту, но эти вещи не должны перекрывать нашу духовность, потому что когда в нектаре преданности Рупа Госвами объясняет что такое чистая духовная жизнь, он говорит ......... чистая духовная жизнь называется преданное служение Богу, не оскверненное, не покрытое кармой и гьяной. То есть какие то материальные физические науки, они могут нам давать знание, или материальную выгоду, материальное благополучие, и если это покроет наше Бхакти, то наше преданное служение будет не высокого уровня. То есть мы допускаем эти вещи, но мы не должны допускать чтобы они перекрывали преданное служение. То есть в конце концом решающим фактором является что? Милость Кришны! Никакие припарки, никакие препараты, ничего из области астрологии не может заменить милости Кришны. Его милость - высочайшая. Поэтому мы берем материальные науки, мы используем их, но мы понимаем, что окончательный фактор - это милость Кришны. Если она будет, даже при не очень хорошем материальном раскладе - мы выйдем победителями. У Прахлада Махаджа все было ужасно, его хотел убить родной отец, и это был не просто какой-то непонятный алкоголик, а это был самый сильный материалист во Вселенной. Понимаете? С точки зрения кармы это полный кошмар. В той жизни Прахлада был беглым бандитом, поэтому в начале жизни карма была тяжелейшая у Прахлада махараджа, но поскольку он в утробе матери получил благословение от Нарады Муни, это благословение нейтрализовало все. Вот это в прошлом бандит Прахлад, он родился в такой семье что не дай Бог, с точки зрения духовности, с материальной точки зрения - высший класс, папа самый главный. Но он хотел духовно развиваться, но папа ходу не давал. Но что его спасло в нехорошей карме, его спасла милость Кришны. Поэтому вот это момент, его нужно всегда помнить.
Итак когда мы получает настоящее знание, это знание мы получаем через процесс слушания, первый этап. Второй этап, это медитация - мананам, осмысление всего этого знания. Проникновение внутрь. И нидидьясанам - это уже осуществление этого знания на практике, это знание становится нашим непосредственно. И вот тогда все эти аспекты знания, такие как смирение чистота, отказ от насилия, и так далее, они являются уже демонстрацией знания на практике.