Синтез науки и религии
Вывод прошлой статьи о вере и знании состоял в том, что вера – это не противоположность знанию, а устремление разума в определенном направлении в соответствие с внутренними желаниями и побуждениями. На древнем ведическом языке – санскрите, вера звучит как «шраддха» – то, во что мы вкладываем свое сердце. И на основе такой веры или устремленности к определенной цели мы обретаем соответствующее знание. Вполне естественно, что человек, обуреваемый мирскими страстями, чье сознание приковано к низшей части реальности (материи), не способен в данный момент понять высшую реальность души и Бога. Он просто смотрит в другом направлении.
Другими словами, современная наука изучает лишь материю и потому слепа к духовным феноменам. Они не являются объектами ее изучения. Поэтому бесполезно ждать, что наука когда-то откроет нам Бога и душу. Эти открытия давно произошли в сфере духовной науки или религии. Современные ученые скептически относятся к любым «заигрываниям с Богом», но подлинно научный подход должен допускать даже невероятное. Что научного в том, чтобы игнорировать многовековой духовный опыт человечества? Только смело мыслящие ученые способны на революционные открытия. Как говорил Нобелевский лауреат по физике Нильс Бор: «А достаточно ли ваша теория безумна, чтобы я ее рассматривал?»
В отличие от всевозможных верований, Веды – это проверяемое научное знание и наша задача – показать, что духовные технологии вполне научны и могут изрядно обогатить современные взгляды на жизнь. Для начала дадим рабочее определение науки: «Наукой называется систематизированное знание и технологии, позволяющие предсказуемо манипулировать материей на основе последовательного теоретического понимания». При таком определении Веды вполне соответствуют статусу науки, поскольку в древних текстах мы находим описание примеров генной инженерии, клонирования, межпланетных путешествий, использования электричества и ядерной энергии. Кто-то скептически отнесется к этому, как к «мифам и легендам», но как насчет чудес в наше время?
В 1995 году весь мир облетели сенсационные съемки из Индии: в течение нескольких дней почти во всех храмах статуи Ганеши (аналог христианского ангела-хранителя, устраняющего препятствия) буквально пили молоко, которое им подносили в чашках. Видеокамеры бесстрастно фиксировали это чудо: молоко просто исчезало прямо на глазах и все вокруг было сухо. Тысячи паломников выстроились с бидончиками у храмов, ожидая своей очереди предложить молоко Ганеше и попросить его благословений. Ритуал подношения молока в индийских храмах происходит ежедневно и после этого молоко считается освященным. Но оно всегда оставалось в чашках, а тут вдруг стало исчезать. В Ведах говорится, что высшие существа способны принимать подношения через взгляд или слух, т.к. они не нуждаются в физической пище. Но на той неделе Ганеша, видимо, решил попить молока в буквальном смысле слова. Интересно то, что после предложения пищи какой-то из форм Бога, аура или био-поле этой пищи меняется, что проверяется благодаря электронной съемке. Если эту пищу предложить статуе Ленина или телеграфному столбу, ничего не изменится. Но если это сделать перед изображением или статуей Бога, пища реально одухотворяется и электронная съемка показывает, что аура предмета увеличивается и становится очень светлой. Если Бог – это миф, то как же нереальное может повлиять на реальное?
Более того, освящается не только предлагаемый Богу предмет (пища или вода), но и сам человек, который совершает этот ритуал. «Когда человек начинает служить Богу, у него развиваются такие качества, как правдивость, чистота, милосердие, сосредоточенность, духовный разум и прямодушие. К нему приходят материальное благополучие и слава; он становится терпимым и обретает контроль над умом и чувствами» (Шримад-Бхагаватам, 3.31.34). То есть, результаты вполне предсказуемы: человек общается с Богом и получает от Него духовные качества. Чем не научный эксперимент по трансформации личности?
Естественно, возникает вопрос: могут ли сейчас знатоки ведических технологий продемонстрировать что-то из очевидных чудес? Приходится констатировать, что таких людей мало и их способности уже не велики. Знание этих технологий основано на внутренней чистоте и способности правильно произносить определенные звуковые формулы (мантры), благодаря которым происходят определенные материальные трансформации. С наступлением эпохи деградации (примерно 5000 лет назад) ведические технологи-брахманы стали терять свою квалификацию, и эти тонкие технологии перестали действовать. На какое-то время человечество оказалось во тьме невежества и примитивной жизни. По ошибке современные историки считают этот этап изначальным состоянием человечества.
Итак, духовные технологии были утрачены и возникла необходимость новых технологий, т.к. совсем жить без них невозможно. Так постепенно человечество стало забывать о своей духовной природе и технологиях с ней связанных и перешла на путь внешнего технического поиска решений своих проблем. Это привело к развитию современного технического знания и синтетическим технологиям, к которым мы привыкли. Однако очень скоро люди заметили, что новые технологии имеют много побочных негативных эффектов, которые разрушают окружающую среду, здоровье и психику человека. Это происходит потому, что эти технологии создаются без учета духовных законов. А раз люди нарушают какие-то законы, не зная о них, они получают по этому направлению определенные реакции.
Однажды я уже писал, что в мире существуют 4 группы законов:
1. Законы неорганического мира;
2. Законы органического мира;
3. Законы общественного развития и морали;
4. Духовные законы.
Ведические технологии были связаны с пониманием законов 4-й группы. Эти законы описывают связь Бога, души и материи и являются самыми основными и нарушать их – значит создавать себе серьезные проблемы.
Пример: если мы разрабатываем на основе знания физики новую технологию убийства животных на бойнях, мы получаем свою кровавую пищу, но с ней и карму (пока не зная об этом), т.к. нарушили закон 4-й группы («Ни убий»). Когда по закону причинно-следственной связи (закон кармы) это насилие бумерангом возвращается к нам, мы не улавливаем этой взаимосвязи, т.к. не знакомы с этим законом или считаем его суеверием.
Самый простой способ свести насилие к абсолютному минимуму – стать вегетарианцем. Если вы все же хотите есть мясо, но не хотите реакций за нарушение закона «Ни убий», вы разрабатываете технологию производства соевого мяса. Таким образом, все законы соблюдены, «и волки сыты и овцы целы».
Но с самого начала своего развития материалистическая наука игнорировала эти тонкие законы, что привело к тяжелым последствиям в сфере экологии и здоровья. Современный человек пытается поворачивать реки вспять, нарушая тонкое равновесие в природе; строит дома, в которых нельзя жить; создает синтетические ткани, которые нельзя носить, и производит пищу, которую нельзя есть из-за вредных консервантов и канцерогенов. Поэтому все острее звучит вопрос о необходимости возвращения к естественным, природным и духовным технологиям.
Весьма показательно и то, что наука игнорирует не только самые высокие духовные законы, но и нравственные законы (3-я группа законов). В науке отсутствует система моральных ценностей, т.к. сама мораль – ненаучное понятие. Интеллектуальная доминанта вытеснила все эти «условности». Например, чтобы заниматься компьютерным программированием, без сомнения, нужно иметь высокий интеллект, но эти же интеллектуалы запросто могут запустить в Интернет опасный вирус, а опытный хакер может через сеть ограбить банк или украсть базу данных. Физики и математики при помощи высоких технологий могут создать новые смертоносные виды оружия, даже не задумываясь, а стоит ли это делать? Люди получили доступ к ядерной энергии, утверждая, что овладели ею. Но это то же самое, что схватить тигра за хвост и утверждать, что мы его поймали. В любой момент этот тигр может повернуться и разорвать нас на части. До каких же пор такая – бездуховная – наука будет считаться образцом человеческого мышления? Это не просто риторический вопрос. Это вопрос выживания человека на планете.
Современная наука пытается понять физический мир без связи с сознанием и Богом. В этом состоит главная методологическая ошибка, т.к., согласно Ведам, материальная реальность окружает души, отошедшие от Бога, и дана нам, чтобы скорректировать наше сознание и направить нас обратно в высшую реальность. Поэтому у материи нет самостоятельного смысла существования. Она нужна как прослойка между Богом и душами. И через механизм материального мира Бог взаимодействует с нами и учит нас.
На иллюстрации изображен стрелок, который целится вверх, а смотрит вниз на отражение своей мишени в зеркале. Так в древние времена ведические воины демонстрировали свое искусство. Они могли попасть в цель, ориентируясь по звуку или видя лишь ее отражение. Этот образ символизирует искателя истины или духовного воина, который, глядя на материальный мир глазами духовного знания, видит в нем отражение Бога. Так он способен в отражении увидеть реальность и направить свое сознание к Богу. То есть, материальный мир служит просто трамплином для возвышения души. Однако это происходит только тогда, когда человек знает высшую цель. В противном случае материя как трясина затягивает сознание души все глубже в мирскую суету.
Хотя ученые изучают материю в рамках двух первых групп законов, сама материя в глобальных масштабах подчиняется законам 4-й группы. По этому поводу в «Бхагавад-гите» (9.8) Кришна говорит: «Весь космический порядок находится в Моей власти. По Моей воле этот мир возникает вновь и вновь и в конце каждой эпохи по Моей воле он разрушается». Поэтому полное понимание мира возможно лишь в связи с Богом, подобно тому, как мы видим очертания темного предмета только на светлом фоне. Но современная наука считает, что сознание – это продукт материи, а Бог – продукт сознания, и потому она относится к Нему как к субъективному вымыслу, а не как к объективной реальности. Однако невозможно улучшить качество жизни, не зная всех законов бытия. Отвергая Бога и высшие законы, мы сами себе закрываем путь к счастью.
Пренебрегая этими законами, люди пользуются материей произвольно и получают негативный эффект и на сознание и на окружающую среду. Побочные продукты технического прогресса, такие, как отчуждение, снижение морали и качества человеческих отношений, возрастание доли психических и нервных заболеваний, все новые «болезни цивилизации» и т.д. показывают, что все-таки физическая реальность существует не в отрыве от сознания, а в связи с ним. При этом самое парадокасальное состоит в том, что хотя сознание – это главная часть реальности (ведь мы ощущаем материю сознанием) сейчас даже нет науки, изучающей природу сознания и законы его развития. Психология изучает не душу (сознание), а тонкое тело, которое является лишь проекцией сознания на материю.
Ведическая наука в этом смысле более научна, поскольку учитывает всю реальность, а не только материю, и потому люди, следующие ведической философии и культуре, являются образцами гармонии, знания и счастья. Нигде кроме Вед мы не найдем такого ясного определения природы сознания и закономерностей его развития. В чем заключается Ведическая модель мира и каков практический путь к совершенству? Этому будет посвящена следующая статья.