Разум и вера
В прошлой статье я обещал рассказать об интересной структуре основного ведического трактата «Бхагавад-гиты». Но сначала немного истории. «Бхагавад-гита» переводится как «Божественная песнь» и является диалогом между Богом и человеком, попавшим в сложную ситуацию. Она была поведана на поле Курукшетра (120 км к северу от современного Дели) 5 000 лет назад перед началом великой битвы. Кришна – рассказчик, воин Арджуна – слушатель. Арджуне предстояло сражаться во имя высших идеалов, и он должен был принести в жертву некоторые личные привязанности ради высшей цели. Это было непросто, и он хотел отказаться от битвы, найдя убежище в знании и отречении.Кришна дал ему понять, что мы можем уйти с одного поля боя, но отказаться от битвы мы не можем в принципе.
Ведь вся материальная жизнь – это постоянная борьба либо с внешними, либо с внутренними препятствиями. Чтобы выйти победителем, нужно обладать оружием духовного знания, которое помогает нам увидеть реальное решение. Послание «Бхагавад-гиты» является проявлением божественного разума, который помогает нам решить принципиальные задачи жизни и выйти из лабиринта иллюзии.
Хотя история пересказа «Бхагавад-гиты» имела место в действительности, некоторые комментаторы также дают аллегорическую трактовку этого события. По этой аллегории Арджуна – это любая душа перед лицом жизненных испытаний. Поле битвы – это наша жизнь. Колесница Арджуна – это тело, в котором временно едет душа. Пять коней, тянущих колесницу, – это пять чувств, которые побуждают тело действовать. Кришна – это Параматма (Высший разум в сердце), который помогает нам решить сверхзадачу – понять смысл жизни.
«Бхагавад-гита» имеет четкую логическую структуру, т.к. она дает нам не просто веру, а культуру разума, которая делает нашу духовную жизнь сознательной. Эта структура подобна морской раковине, внутри которой скрывается жемчужина. Нижняя створка божественной раковины «Бхагавад-гиты» – это внешняя деятельность или карма (начальные главы 1-6). Верхняя створка – это знание и понимание жизни, на основе которого человек действует (завершающие главы 13-18). А скрытая внутри жемчужина – это самое ценное – наши личные отношения с Богом, основанные на преданности и любви (центральные главы 7-12). Чтобы достать эту жемчужину, необходимо открыть створки раковины, то есть обладать духовным знанием и действовать на основе этого знания.
Итак, главы с 1 по 6 описывают искусство деятельности. Кришна побуждает Арджуну сражаться за правое дело. Арджуна проявляет неуместный пацифизм тогда, когда сам Бог делает на него ставку в борьбе добра и зла. Арджуна пытается уйти от исполнения долга, боясь, что на его голову обрушатся греховные реакции за участие в войне. Но Кришна говорит ему, что для воина грехом будет не участие в битве, а уклонение от нее. Он говорит, что избежать деятельности мы в принципе не способны, т.к. душа активна по природе. Но если человек действует в невежестве или страсти ради своей корысти, он неизбежно связывает себя путами кармы и обрекает себя на новое рождение, чтобы получить плоды своих прошлых поступков.
Единственный путь разорвать путы кармы – действовать ради Бога, т.к. служение Богу – это изначальная форма деятельности души. Например, если солдат во время войны по приказу свыше убивает врагов, он получает медаль за отвагу. А если в мирное время он по своей инициативе убьет человека, он попадет за решетку. Отсюда следует, что важна не столько сама деятельность, сколько мотивация, стоящая за ней. Бескорыстное служение Богу – это деятельность, основанная на высшей мотивации. Такое служение освобождает человека от последствий всех его поступков, и потому оно является совершенством деятельности. Таков вывод первых шести глав. Так Кришна через деятельность подводит Арджуну к выводу о том, что преданность Богу – это высшее совершенство для души.
В последних шести главах Кришна приводит Арджуну к тому же выводу, но уже через знание. В этом разделе Он рассказывает об устройстве материальной природы, о трех гунах (качествах): благости, страсти и невежестве, которые влияют на наши желания, мысли, чувства и поступки. Он объясняет, как под влиянием этих качеств формируется наш разум, вера, представления о счастье и т.д. Там дается глубокий анализ поля материальной деятельности, в котором под влиянием невежества заблудилась душа. Также там описаны качества и признаки Параматмы (Сверхсознания), которое пронизывает все творение и находится в каждом атоме и каждом сердце, являясь источником знания, памяти и забвения. Совершенством знания является понимание того, как связаны между собой Бог, душа и материя. Бог является источником и души, и материи, и у души всегда есть выбор между материальной и духовной жизнью. С точки зрения философии, вершина познания – это знание о личности Бога как причине всех причин. А с практической точки зрения полнотой знания является понимание того, что душа не является полностью независимой в своих действиях.
В связи с этим Кришна описывает пять факторов деятельности: поле деятельности (тело), деятель (душа), инструменты деятельности (органы чувств), усилия и Параматма (Божественная воля, дающая санкцию на действие). Этот последний фактор деятельности является решающим, т.к. без одобрения Бога в сердце ни одно действие не может осуществиться. Часто мы видим, что первые четыре фактора подготовили идеальную ситуацию для совершения какого-то действия, но происходят какие-то непредвиденные события и действие приходится отменять или откладывать, или, несмотря на идеальную подготовку, дело проваливается. Это значит, что Параматма не дала своей санкции. А иногда какие-то события происходят сами собой при нашем минимальном участии, как будто кто-то невидимый продвигает свое дело. Естественно, возникает вопрос, почему Бог в сердце санкционирует порой ужасные поступки. Можно ответить, что «пути Господни неисповедимы», но есть и более конкретный ответ: Он дал нам свободу воли и знание о последствиях наших действий. Если Он будет вмешиваться в каждое наше действие, мы Его возненавидим. И в чем тогда будет наша свобода воли и ответственность? И как мы будем учиться жизни? Тем, кто не прислушивается к голосу совести и интуиции, которые и являются проявлением Бога в сердце, приходится пройти через собственный опыт ошибок, чтобы нащупать истину.
Итак, путь развития знания тоже приводит нас к пониманию Бога. Отсюда рождается естественный вывод: Бог есть начало, середина и конец всех процессов. Поэтому преданность Ему и любовь к Нему – это самый позитивный вывод, какой только можно сделать. Деятельность без преданности Богу связывает нас кармой. Знание без преданности Богу приводит к философии пустоты и бессмысленности жизни.
Итак, «Бхагавад-гита» построена по философскому принципу «тезис-антитезис-синтез». Деятельность – это тезис, т.к. душа активна по природе. Но деятельность в невежестве приносит страдания. Поэтому антитезисом выступает знание и отречение. Но долго пребывать в пассивном отречении мы не можем. Поэтому синтезом является деятельность в знании и преданности Богу. В этом состоит сокровенный смысл «Бхагавад-гиты».