Почему Бог один, а религий много?
национальную традицию.
По ведическому календарю сейчас идет Кали-юга – эпоха духовной деградации. В это время религия практически утрачивает свою сущность, перестает действовать как прикладная духовная технология. В большинстве случаев она превращается в сентиментальную веру, конфессию, ритуал, национальную традицию. Большинство людей перестало воспринимать религию как нечто полезное. С ней просто мирятся как с пережитком прошлого или людской сентиментальностью.
По ведическому календарю сейчас идет Кали-юга – эпоха духовной деградации. В это время религия практически утрачивает свою сущность, перестает действовать как прикладная духовная технология. В большинстве случаев она превращается в сентиментальную веру, конфессию, ритуал, национальную традицию. Большинство людей перестало воспринимать религию как нечто полезное. С ней просто мирятся как с пережитком прошлого или людской сентиментальностью. Иногда религия даже становится причиной конфликта. Почему же то, что должно указывать людям на общего Отца и быть способом решения многих проблем, само превратилось в проблему?
Это произошло потому, что духовенство в большинстве утратило духовное знание, а сами традиционные религиозные институты стали материалистичными, больше напоминающими общественные и политические организации. На этом фоне пышным цветом распускаются всякие псевдодуховные учения.
Итак, наверняка каждый разумный человек задавал себе вопрос: «Почему Бог один, а религий много?» Действительно, не является ли странным со стороны Бога допускать такой плюрализм, который зачастую порождает вражду между людьми?
Ведь мы живем в мире, где царят единые физические законы. Логично было бы заключить, что в сфере духа тоже должны быть единые законы. Но почему же в области духовных традиций столько различий и противоречий? У этого есть внешние и внутренние причины. К внешним причинам относятся различия в этнических, культурных, географических и языковых условиях, в рамках которых развивались основные мировые религии. Подобно тому, как луч белого света, проходя через призму, расщепляется на спектр, так и единая религия, преломляясь через различные обстоятельства этого мира, приобретает разные формы. Поэтому вполне естественно, что люди разных духовных традиций используют различные термины, по-разному одеваются, совершают обряды и т.д. Кроме того, безотказно работает принцип «испорченного телефона», когда из поколения в поколение послание искажается. И чем дальше, тем больше изменений, которые находят потом свое выражение во внешней форме.
Даже в рамках основных религий с течением времени начинает происходить дробление, и вычленяются новые направления. Это происходит по внутренним причинам. К ним относятся: разный внутренний уровень культуры, различная мотивация, с которой люди обращаются к Богу. В рамках одной традиции у разных людей могут быть разные мотивы, что заставляет их вносить изменения в философию и практику, и позже это перерастает в различные самостоятельные направления. И этот процесс неизбежен.
Кришна, Моисей, Будда, Христос, Мухаммед в разные времена и в разных местах обращались к разным людям разной степени образованности. Вполне естественно, что одни и те же истины им приходилось адаптировать согласно месту, времени и обстоятельствам. Например, если ваш бытовой прибор работает от 110 вольт, а вы без понижающего трансформатора включили его в розетку на 220 вольт, он просто не справится с напряжением и сгорит. Солнце тоже не мгновенно оказывается в зените, а постепенно встает из-за горизонта. В системе образования по этому же принципу первоклассникам дают самую базисную информацию, а старшеклассникам уже открывают более тонкие и сложные вещи. Но учебники для разных классов – это не принципиально разные вещи. Они являются разными ступенями единой системы образования. В духовной сфере, чтобы избежать «несварения» существует тот же принцип адаптации знания в соответствии с уровнем человека. Кроме того, духовные потребности у всех разные. Например, один человек, изучая иностранный язык, вполне обходится маленьким разговорником для удовлетворения простых нужд. А другому требуется многотомный словарь, позволяющий вникнуть в детали. Так же и некоторые религии предназначены для того, чтобы «объясняться с Богом на пальцах», а другие – чтобы войти в самые сокровенные сферы духовности.
Итак, попробуем увидеть феномен религии снаружи и изнутри, пользуясь таблицей на следующей странице. Таблица рассматривает феномен религии в трех основных ипостасях: как конфессию, как обращение к Богу, как потребность души. Эти три среза религии отражены в трех колонках таблицы.
Первая колонка рассматривает религию как конфессию, которая часто связана с национальной принадлежностью. Поскольку разные нации весьма отличаются внешне, то результатом такого поверхностного отношения к религии часто бывают конфликты. Фанатичные приверженцы формы возмущаются тем, что у иноверцев внешне «все неправильно». Вот несколько примеров конфликтов, вызванных таким поверхностным отношением к религии: в Северной Ирландии постоянно конфликтуют протестанты и католики; в Сербии – православные и мусульмане; в северной Индии – мусульмане и индуисты. На таком уровне люди видят только различия в прическах, одежде, символике, терминологии и ритуале.
Отношение к религии по национальному признаку также рождает и совершенно неожиданные проблемы. Например, если отец семейства татарин, а мать – русская (или наоборот), то чью религию должны принять их дети? Отец – татарин – по идее должен быть мусульманином, а русская мать – православной. Кому должны изменить их дети, Христу или Аллаху? Как ни поступай, станешь предателем.
Видя подобные недоразумения в религиозной среде, многие интеллигентные люди вообще отворачиваются от религии или пытаются практиковать духовную жизнь без принадлежности к внешним формам. Но это практически невозможно. Ведь даже атеистичная культура в нашей стране времен «построения коммунизма» не смогла придумать ничего нового. Вместо икон были изображения и бюсты «вождя мирового пролетариата». Вместо крестиков при посвящении новообращенным повязывали пионерские галстуки, а вместо алтарей на каждом предприятии были красные уголки со своим «иконостасом» и «священными писаниями» классиков. Поэтому, с одной стороны, внешняя форма создает проблемы, но совсем без нее тоже не обойтись. Практиковать духовную жизнь вне сложившейся традиции столь же неудобно, как пить воду без стакана. Форма или стакан не столь важны, но они помогают воспринять сущность.
Теперь перейдем ко второй колонке – религия как обращение к Богу. Если первая колонка больше говорила о внешних обозначениях и национальной принадлежности, вторая колонка говорит о внутреннем мире или тонком теле человека. Например, по первой колонке вы христианин. Вторая колонка вскрывает ваши мотивы – зачем вы христианин? Ответ может быть неоднозначным.
В целом существует три группы мотивов: 1) Одни хотят от Бога материальных благ (здоровье, богатство, удача и т.д.); 2) Вторые наоборот хотят освобождения от материи, спасения души; 3) Третьи хотят личных отношений с Богом, высшей формы любви. Все три вида мотивов могут встречаться в любой конфессии.
Для представителей первой категории Бог – не цель, а средство достижения своих материальных планов. На этом уровне находится большинство адептов любой религии. Именно они вследствие своей недостаточной духовной зрелости больше всего склонны к конфликтам с другими конфессиями. Их мотивация – самая низкая, но поскольку они все же обращаются к Богу – самому чистому – постепенно они очищаются, осознают бренность материи и могут перейти в более высокую категорию.
Вторая категория – это люди, уставшие от материальной жизни. Они хотят вечности и покоя. Их цель – спасение или нирвана. Их привлекает более простая жизнь, они любят философию и склонны к аскезам. Эти люди более зрелы и потому более терпимы к другим. Им нечего делить, т.к. этот мир их уже не привлекает. Таких людей значительно меньше. Те, кто воспринимают религию как путь к Богу, не имеют проблем с другими конфессиями. Поэтому они видят не столько различия, сколько разнообразие и это понижает риск конфликта.
Третья категория – это те, кто не стремятся к материальному (как первые) и не пытаются его отринуть (как вторые), а стараются все использовать в служении Богу, чтобы так развить живые отношения с Ним. Поскольку такие люди все воспринимают в связи с Богом, они дружелюбно относятся ко всем, как к божьему творению. Любя Бога, они любят всех. Такие люди крайне редко встречаются. Как школьник переходит из класса в класс, познавая все более высокое знание, так и адепт любой конфессии должен совершать внутренний прогресс, меняя мотивацию поклонения на более высокую. Иначе он будет оставаться вечным новичком.
Мотив обращения к Богу ради развития любви естественно согласуется с третьей колонкой в таблице – религия как потребность души. Потребность в Боге есть абсолютно у каждого, потому что мы все Его частицы и всегда энергетически зависимы от Него. Разница в том, что одни люди ощущают зависимость от высшей силы косвенно, через зависимость от материи, а другие четко осознают, что за материальной природой стоит Бог, и потому хотят общаться с Ним прямо. Такие люди чувствуют потребность в Боге столь же остро, как обычные люди чувствуют потребность в пище, воде и воздухе. Как говорят Веды, «мы не можем хотеть того, чего не существует». Например, наше физическое тело может нуждаться только в тех элементах, которые есть в природе, т.к. само тело состоит из этой природы. Так же и душа, будучи частицей Бога, прямо или косвенно нуждается в Нем.
Если первые две колонки показывают потребности людей в Боге в связи с материей (дай мне материю или освободи меня от материи), то третья колонка отражает потребность души в самом Боге, а не Его энергиях. Теперь Бог становится не средством, а целью. Те, кто воспринимают религию на этом уровне, независимо от конфессии обладают самым глубоким пониманием религии. Они видят духовное единство всех традиций.
Итак, теперь мы можем связать все три колонки воедино, начав с конца. Сама потребность в Боге исходит из души (колонка 3), окрашивается определенным мотивом в уме (колонка 2) и выходит на поверхность в виде определенной конфессии (колонка 1).
Рассмотрев феномен религии по таблице, мы увидели некоторые внешние и внутренние причины различия духовных традиций. Но это касается только настоящих религий, идущих от Бога и ведущих к Нему. К сожалению, этим религиозная палитра не ограничивается. Ведь есть еще целый «букет» человеческих творений в этой сфере, которые тоже зачастую считаются религиями, хотя, по сути, таковыми не являются. В связи с этим Веды выделяют пять видов мнимой религии. Это подобно тому, как подпольные фирмы подделывают мировые бренды и продают их по дешевке. Как ни странно, у них находится много покупателей. В конце концов, где вы найдете больше народу, в фирменных магазинах или на китайском рынке? Подобно этому, на рынке духовных услуг сейчас можно найти массу разбавленных и кастрированных учений, которые привлекают в свои ряды публику, падкую на то, что подешевле. Хотя, с одной стороны, это плохо, с другой стороны – это естественный сепаратор, который отделяет искренних людей, готовых «платить полную цену», от тех, кто хочет получить то же самое, но даром, даже не понимая, что это – самообман.
Многие неискушенные люди принимают за религию различные формы магии, системы по развитию внутренних способностей, различные этические и оздоровительные системы, которые по сути не являются духовными путями. Чтобы называться религией система должна содержать ясное понятие о Боге, душе и их отношениях. Иначе это все, что угодно, но только не религия.
Кроме того, Веды выделяют еще несколько причин различия форм поклонения. Во-первых, это три гуны природы. Люди под воздействием гуны благости склонны поклоняться Верховному (независимо от конфессии). Те, на кого действует гуна страсти, поклоняются сильным мира сего, а те, кто находится под влиянием гуны невежества, поклоняются призракам и духам.
Во-вторых, Веды утверждают, что у Бога много обличий, и Его разнообразные формы имеют различных поклонников, что тоже вносит разнообразие во внешние формы религий.
Нет необходимости пытаться искусственно объединить все религии в одну, т.к. они уже объединены единством цели и подобны разным ступеням на одной лестнице. Все, что нужно, так это на основе знания и здравого смысла научиться отличать настоящее духовное послание от дешевой подделки. А что касается разнообразия, то если оно присуще материальной жизни, почему же духовная жизнь должна быть лишена этого?