Ответы на провокационные вопросы газеты «Вечные ценности»
Враджендра Кумар прабху квалифицированно и по существу отвечает на провокационные вопросы, с которыми преданные могут столкнуться во время проповеди.
- Я считаю, что Бога нет! Разве кто-нибудь его видел?
- Чтобы говорить о таких тонких вещах, нужно иметь соответствующую квалификацию. Атомов и электронов тоже никто никогда не видел, но ученые выводят их существование на основе своих методов, в которые посвящены только специалисты. Более того, мы много чего не видим. Мы не видим времени, радиации, многих тонких энергий. Но мы видим последствия действия времени, радиации, магнетизма и т.д. Чтобы прийти к пониманию Бога, как истока и причины всего, нужно внимательно наблюдать за природой. Так от следствия мы сможем прийти к причине. Раньше ученые думали, что в мире есть только инертная материя и энергии, движущие материей. Но когда они изобрели электронный микроскоп и заглянули внутрь живой клетки, они увидели там различные молекулы и в том числе молекулы ДНК, которые несут в себе информацию о живом организме. Цепочки молекулы ДНК подобны грамотно написанным предложениям. Итак, они обнаружили, что кроме материи и энергий в природе еще есть упорядоченная информация в молекулах ДНК, что можно сравнить с программным обеспечением для компьютера тела. Теперь осталось сделать последний шаг: принять разумный источник информации, т.к. программы сами по себе не пишутся. Их создают очень разумные люди. Если мы внимательно посмотрим на природу, то мы увидим, что в ней все очень разумно, красиво и упорядоченно. Никакого хаоса не наблюдается. Все очень четко и взаимозависимо. Сделать вещи взаимозависимыми может только тот, кто сам ни от чего не зависит. А это и есть Бог.
- Если бы Бог существовал, разве он допустил бы страдания невинных людей и детей?
- Бог создает ситуацию идеальной, а портят ее уже сами люди, игнорируя законы гармонии, данные нам Богом. Проблема не в Боге, а в том, что мы злоупотребили Его самым ценным даром - свободой воли. Правительство создает законы, чтобы всем было хорошо. Преступники их нарушают и устраивают беспокойства для других. По вашей логике получается, что правительства нет. Оно есть, но у людей есть свобода следовать или не следовать законам. Не стоит ответственность преступников перекладывать на правительство.
Что касается страданий невинных людей и детей, то это очередная иллюзия, вызванная нашим ограниченным видением. Если я вижу человека в наручниках, то хотя я и не видел, что он натворил, очевидно, что он не невинен и прокурор может нам зачитать пункты обвинения по этому человеку. Подобно этому, есть вселенский прокурор, который знает всю нашу подноготную, то есть, все, что мы совершили в прошлых жизнях и на этом основании он присуждает нам те или иные наказания. Те, кто сейчас выглядят детьми, несколько лет назад были вполне взрослыми людьми в других телах. Закон кармы или закон причинно-следственной связи очень сложен для понимания именно потому, что он учитывает наши действия не только в этой жизни. Не всегда реакция наступает сразу и это создает ощущение нелогичности, но это логика более высокого порядка. Любой человек совершает разные поступки, как хорошие, так и плохие. Поэтому реакции тоже бывают смешанные или идут одна за другой. Кто и когда именно получит реакции за свои хорошие и плохие действия, решаем не мы со своим упрощенным видением мира. Человек создает новую карму на фоне инерции старой кармы и так эти вещи накладываются друг на друга, создавая сложную причинно-следственную цепочку. Поэтому бывает так, что человек совершил действие в одной жизни, а награду или наказание за него получает в следующей. Не зная этого, люди говорят, что кому-то просто повезло или не повезло. Но разумный человек, даже если он точно не знает причин того или иного страдания или радости, понимает этот закон в принципе на основе простой формулы "что посеешь, то и пожнешь". Или если прочитать его с конца: "если я это пожинаю, значит, я это и посеял". Невозможно пожинать то, чего не сеял. Это вам легко объяснит любой огородник. Поэтому Бог создал закон причины и следствия, чтобы мы могли уловить связь событий и сделать выводы. А так же Он дал нам свободную волю, чтобы мы сами решали, принимать ли нам законы Бога или игнорировать. Но сваливать на Бога свою вину безответственно.
- Можно согласиться, что Бог когда-то создал этот мир. Но даже если Бог и существует, ему глубоко безразлична судьба нашей планеты, иначе он бы не допустил войн и разрушений.
- Отчасти ответ на этот вопрос содержится в моем предыдущем ответе. Ему не безразлична судьба нашей планеты. Именно поэтому Он периодически приходит сюда, дает нам духовное знание и духовный процесс, при помощи которых мы можем избавиться от проблем. Похоже, что судьба этого мира безразлична людям, а не Богу, раз мы игнорируем Его дар. Войны и разрушения - это плоды нашего воинствующего невежества. При чем тут Бог? Он говорит "люби ближнего своего", "ни убий" и т.д. Но это мы убиваем и не любим ближнего. В чем же Его вина? Или вы считаете, что нам все должно сходить с рук? Тогда мы вообще не сделаем никаких выводов. Боль и страдания - это естественная сигнализация, которая срабатывает, когда мы нарушаем какие-то законы.
- Даже если допустить что Бог есть, это скорее какой-то вселенский разум. Бог не может быть похож на нас.
- Вселенский разум - это один из аспектов Бога, но не единственный. Бог так же является личностью, но проблема в том, что у нас есть только материальные представления о личности. Эти материальные представления о личности, естественно, ограничивают Бога, и потому нам кажется, что Он не может быть личностью. Мы думаем, что форма ограничивает Бога. А отсутствие формы разве не ограничивает Его? Поэтому дело не в форме, а в наших представлениях о форме. Согласно Ведам, у Бога есть три основных аспекта: Брахман - всепроникающий свет или энергия; Параматма - вселенский разум; Бхагаван - личностный аспект Бога. Этот последний аспект Бога самый сложный для нашего понимания именно потому, что мы склонны проецировать на Него свои ограниченные представления о форме. Очевидно, что Его форма не материальна. По Ведам она состоит из вечности, абсолютного знания и блаженства, а не из плоти и крови. Он является идеальным архетипом всех личностей. Не Он похож на нас, а мы похожи на Него. Но мы похожи на Него сейчас лишь внешне, т.к. внутренне мы отошли от Бога и потому внутри у нас сейчас потроха, а не вечность, знание и блаженство. Когда мы разовьемся как души, тогда эти три божественных начала ок репнут в нас, и мы вернемся к Богу в своих богоподобных телах, наполненных вечностью, абсолютным знанием и блаженством. Поэтому нужно понять, что есть вечные идеальные формы, а есть формы временные и несовершенные.
- Почему вы говорите, что Кришна - Бог! Как Бог может быть простым пастухом!
- Пастух - это Его хобби! (Улыбается) А почему нет? Кто может диктовать Богу, чем Ему заниматься? Просто в наших представлениях пастух - это что-то несерьезное. Мы бы посоветовали Богу занять роль главного компьютерщика. Не волнуйтесь, Он эту роль уже занимает, т.к. весь мир и мы с вами работаем на Его программном обеспечении. Бог не ограничен одной ролью. Он один, но Он не однозначен. Он очень разносторонне развитый и образованный пастух (Улыбается)
- Мы умираем со смертью нашего тела - это очевидно! Никто из мертвых еще не воскрес. О какой реинкарнации вы говорите!
- Вы плохо знакомы с реальностью. Есть множество случаев, когда души умерших людей вступают в контакты с живыми людьми. Некоторые из этих случаев задокументированы учеными. Другое дело, что это не имеет широкой огласки, т.к. не соответствует современной научной парадигме. Рекомендую вам почитать книгу Майкла Кремо "Деволюция человека", где он приводит описание таких ситуаций. Кроме того, реинкарнация не означает возвращения в то же тело и потому она не связана с воскрешением, как вы пишете. Реинкарнация - это переход в новое тело. Чтобы понять внешнюю реинкарнацию (переход в другое тело), сначала нужно понять, внутреннюю реинкарнацию. Она происходит реально с каждым из нас каждую секунду. Медики утверждают, что все клетки нашего тела полностью заменяются каждые семь лет. Это означает, что каждые семь лет мы оказываемся реально в другом теле (раз все элементы там поменялись благодаря процессу обмена веществ). Но, несмотря на все изменения тела, внутренне мы чувствуем, что остаемся прежней личностью, потому что само сознание, исходящие из души, обладает свойством постоянства в отличие от тела. Реально физическое тело подобно медленному потоку химических элементов, облегающих душу. Но поскольку этот поток очень медленный, мы не замечаем его и думаем, что тело неизменно. Но если посмотреть на реку или пламя свечи, нам тоже покажется, что это прежняя река и прежнее пламя. В реальности же, река это постоянный поток новой воды, а пламя постоянно обновляется из-за нового топлива. Итак, процесс внутренней реинкарнации в процессе одной жизни (от тела ребенка до тела старика), завершается процессом внешней реинкарнации. Внешнюю реинкарнацию трудно проверить эмпирически (как и многие научные концепции, кстати), но она является проявлением закона сохранения энергии на моральном и духовном уровне. После выхода из одного тела мы получаем другое, которое соответствует нашим желаниям и заслугам. В Америке вопросом изучения реинкарнации уже четверть века занимается известный психиатр Иэн Стивенсон, у которого имеются сотни научно проверенных и подтвержденных случаев реинкарнации. Иногда Реинкарнация происходит прямо у нас на глазах. Например, как вы назовете процесс превращения гусеницы в бабочку?
- Мировая наука существует давно, но она так и не доказала, что Бог есть! Значит - его нет! А вашему движению всего 40 с небольшим лет. А каком Боге, о каком Кришне вы говорите! Это сектанство!
- Современная наука существует всего каких-то 200-300 лет и за этот короткий срок она изгадила своими "достижениями" почти всю землю до такой степени, что здесь скоро будет практически невозможно жить. Доказательствами бытия Бога она в принципе не занимается, т.к. у нее совсем другая задача. Хотя справедливости ради надо заметить, что есть уже достаточно большая группа ученых, основавших ассоциацию ID (Intelligent Design - Разумное творение). Эта группа как раз очень научно доказывает, что жизнь на земле не могла зародиться случайно и тем более она не могла эволюционировать без руководства разумного дизайнера. Этой теме они посвятили научно-популярный фильм "Тайны происхождения жизни". То есть, фактически наука уже доказала Бога, но есть еще и официальная наука, которая игнорирует эти вещи, т.к. это нарушает их планы по покорению мира. Поэтому это уже не наука, а политика. Ученые принципиально не желают принимать высшее существо, т.к. их план состоит в том, чтобы самим стать этим высшим существом и управлять миром. Но на практике мы видим, что чем больше люди пытаются контролировать природу, тем больше они попадают в зависимость от нее. Вот такой парадокс. Естетсвенное положение души - быть слугой, а не господином. Но упрямство и гордость современного человека не позволяют этого принять. И в итоге получается, что человек идет против своей природы и так разрушает все вокруг, рубит сук, на котором сидит. Вот такая у нас "научная" парадигма.
В отличие от этой молодой и неопытной науки есть древняя духовная мудрость, которая сохранила свою актуальность спустя тысячелетия в отличие от научных теорий, которые радикально пересматриваются каждые 10-15 лет. Наше общество молодо выглядит в западном мире, но культура и философия, которые лежат в основе нашей практики насчитывает тысячелетия. Даже мирские ученые согласны с тем, что "Бхагавад-гите" по меньшей мере несколько тысяч лет. Так, что наши "учебники" постарше "научных" даже по мнению науки. А Бог существовал всегда и всегда будет существовать, независимо от того, что о Нем думают и говорят некоторые не совсем образованные люди. А что касается образа Кришны, то это самый сокровенный аспект Бога, который не каждый способен понять. Духовная наука по своей глубине намного превосходит современную науку, т.к. духовная наука включает в себя не только интеллектуальное развитие, а так же и эмоционально-эстетическое развитие, которое приходит к человеку в процессе долгой практики очищения сознания. К сожалению, современные ученые даже не знают, что такое сознание и тем более не имеют понятия о том, как и от чего его нужно очищать. Так что современной науке еще предстоит проделать долгий путь, пока она поймет отличие сознания от материи и доберется до азов духовного знания. А понимание Кришны - это вершина духовного прогресса, которая дается только тем, кто, отбросив гордыню, начинает процесс очищения сознания.
Вообще, разделение науки и религии достаточно искусственно. Наука занимается изучением внешней реальности, а религия изучает внутреннюю суть реальности. Поэтому в идеале между настоящей наукой и настоящей религией нет противоречий. В союзе они должны давать нам комплексную картину мира. Веды, в отличие от западных религий, как раз и являются таким удивительным синтезом науки и религии. Беда в том, что мы почему-то уверены, что современная версия науки оптимальна. Но если бы это было так, то у науки не было бы таких тяжелых побочных эффектов, которые мы имеем в виде того же экологического кризиса. Но что научного в отрицании идеи разумного творца? Что здесь нелогичного или нелепого? Кстати, Дарвин, Коперник, Нильс Бор, А.Эйнштейн не исключали Бога из картины мира. Поэтому наука не обязательно должна быть атеистической. Эйнштейн сказал: "Вселенная пронизана разумом, далеко превосходящим человеческий".
Если мы видим красивую картину, мы понимаем, что она не сама "нарисовалась", должен быть художник. А наш мир - это не просто красивая картина, но она еще и объемная (3D) и анимированная. Если на обычной картине лето всегда останется летом, то в живой картине природы лето сменяется на осень и зиму. Если бы вы увидели такую живую картину в музее, вы были бы восхищены ее гениальным создателем и захотели бы узнать о нем побольше. Но дело в том, что мы сами живем в такой картине и не замечаем этого, как рыба не замечает воду, в которой живет.
И о сектанстве. Слово "секта" происходит от термина "сектор", то есть часть окружности. Сектанский взгляд - это узкий взгляд, не способный охватить всю реальность. А теперь сами решите, какой взгляд более сектанский: тот, который включает в себя всю полноту бытия, материю и дух, мир и его разумный источник - Бога; или узкий взгляд материалиста, который пытается объяснить мир только с позиции химии и физики, и не способен понять природу сознания, любви, искусства, бескорыстия, которые являются проявлением Бога и души в этом материальном мире? Теперь вы сами можете определить, кто есть сектант в истинном смысле этого слова.