Эволюция сознания
“Те, кто видят истину, заключили, что материальное тело – преходяще, а источник сознания – душа -вечна и не претерпевает изменений.
Они пришли к этому выводу, изучив природу того и другого”
Бхагавад-гита (2.16)
Две последние статьи были посвящены вопросам соотношения духовности и здоровья. Общий вывод был таков: болезни тела – это проявление болезненного сознания. А болезненное сознание означает отрыв от Бога – Высшего Сознания. Если хочешь быть физически здоров – укрепляй свое духовное здоровье. В этот раз мы поговорим более подробно о природе сознания.
Вопрос о феномене сознания, его происхождении и соотношении с материей столь же стар, как и сама философия. Однако такая проблема существует лишь на Западе. В Ведической философии сознание и материя с самого начала определяются как высшая и низшая энергии, исходящие из единого источника и способные существовать как в соединении друг с другом, так и самостоятельно. Один из Ведических текстов «Вишну Пурана» по этому поводу говорит: «Господь Вишну, Верховный Личностный аспект Абсолютной Истины, обладает разнообразными энергиями известными как пара – высшие и апара – низшие. Живые существа (души) относятся к высшей энергии. Материальная энергия, внутри которой могут запутаться живые существа, относится к низшей энергии, которая покрывает души невежеством и побуждает их действовать ради интересов временного внешнего тела…»
Итак, вопрос об отношении сознания к материи считается главным вопросом философии. Что первично – сознание или материя? Из ответа на этот вопрос вытекает целый образ жизни с приоритетом либо духовных, либо материальных ценностей. Материалистические представления гласят, что сознание – это продукт высокоорганизованной материи и возникает оно лишь на определенном этапе развития материи. Т.е сознание – это некое подобие электроэнергии, которая вырабатывается динамо-машиной тела.
Веды утверждают совершенно иное: сознание – это признак живого существа (души), которое именуется на санскрите джива (рус. живой) и обладает антиматериальными качествами. Сознание не возникает и не уничтожается, но лишь может на время покрываться материальной энергией, как солнце – тучей. Бхагавад-гита сравнивает живое существо (душу) с солнцем, а сознание – с сиянием солнца. «Подобно солнцу, которое одно озаряет всю вселенную, живое существо, одно в теле, освящает все тело сознанием». То есть сознание не проявляется из материи и никак не выигрывает от соприкосновения с ней, но, напротив, затуманивается контактом с материей, которая является, по определению Вед, низшей энергией.
Изначально живые существа – носители сознания, являются частицами высшего живого существа или Бога. «Веданта-сутра» (резюме всех Вед) определяет Абсолютную Истину или Бога как изначальный и неисчерпаемый источник всех энергий. Будучи одной из энергий Бога, душа способна жить без материального покрытия в духовном мире. Там сознание души проявляет все свои возможности и три главных качества: вечность, знание и счастье. В этом чистом состоянии сознания живое существо осознает себя как бессмертную частицу Абсолютной Истины. При этом душа обладает своей изначальной духовной формой, в которой она занимается определенным служением Верховной Личности в духе чистой бескорыстной любви. Если душа злоупотребит своей частичной независимостью и обратит свое сознание на материальную энергию, манипулируя которой можно попытаться имитировать Бога, она теряет свое положение в мире свободы и попадает в материальный мир, как человек, нарушивший законы общества, попадает в место лишения свободы. В зависимости от своих желаний и поступков – кармы – душа покрывается определенным видом физического тела, которое скрывает изначальную духовную форму живого существа и лишь сознание в форме признаков жизни пробивается через материальную оболочку тела, словно сквозь тучу. Материальная энергия бывает разной плотности и качества, и потому сознание живого существа проявляется в разных телах с разной степенью интенсивности. Бхагавад-гита говорит: «Материальная природа состоит из трех качеств: благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо приходит в соприкосновение с природой, оно обусловливается этими качествами». Веды объясняют, что душа, попавшая под влияние разных качеств материи, проявляет разные формы сознания. «Состоящая из чистого сознания душа отлична от всего материального и не связана с качествами материальной природы, но лишь внешне покрыта ими. Ощутить присутствие души можно через три уровня сознания, известные как пробуждение, сон со сновидениями и сон без сновидений». Рассмотрим каждое из этих состояний по отдельности.
1. «Сон без сновидений» - это состояние сознания вызвано сильным влиянием невежества. В этом состоянии сознание души настолько плотно покрыто материей, что живое существо даже не осознает своего собственного существования или, выражаясь языком современной науки, оно лишено вторичной рефлексии. Души, попавшие под воздействие невежества, получают тела низших видов жизни (растения, животные) и сознание таких живых существ не выходит за пределы потребности поддерживать и защищать свое внешнее тело. Из-за сильного давления материальной энергии живое существо в таком состоянии не способно осознавать ни свою духовную, ни материальную природу и потому оно не может осознанно прогрессировать. «Сон без сновидений» означает очень глубокое погружение в невежество, когда душа вообще не имеет никакого понятия о себе.
2. «Сон со сновидениями» - это состояние сознания, вызванное влиянием качества страсти. Подобно тому, как во сне мы отождествляем себя с ситуациями и телами, которые нам приснились, так и под воздействием страсти сознание живого существа отождествляет себя с внешним телом и окружающей ситуацией. С точки зрения вечного существования души, жизнь того или иного физического тела, одетого на душу, длится не больше, чем сон по отношению к состоянию бодрствования. Однако в субъективном восприятии времени, как и во сне, события этой жизни кажутся столь же длительными и реальными. Те, кто находятся под влиянием страсти, получают человекоподобные тела, которых Веды насчитывают 400 тыс. видов. Здесь возможности их сознания проявляются гораздо больше. Людей уже интересует не только жизнь тела, но и культура, философия, искусство, религия, общественные отношения и т. д. Но при этом душа по-прежнему не догадывается о своем отличии от физической оболочки, и все проявленные возможности сознания тратит на улучшение стандарта жизни своего тела. Это состояние сознания Веды называют «сон со сновидениями», потому что в человеческом теле душа уже имеет некоторое представление о себе, ошибочно считая себя телом, но по отношению к духовной реальности она по-прежнему спит. То есть, душе на этом уровне снится, что она является человеческим телом определенной нации, пола и т.д.
3. «Пробуждение» – это еще более высокий уровень сознания, который рождается от воздействия качества благости. Согласно Ведам, таким сознанием обладают жители высших регионов вселенной, гуманоиды более высокого порядка. Однако некоторые люди, особо склонные к духовности, тоже имеют в своем сознании изрядную примесь благости, что и стимулирует их духовные искания. Суть «Пробуждения» состоит в том, что хотя душа все еще живет в теле, она уже начинает пробуждаться к духовной реальности и начинает сознавать свое принципиальное отличие от тела. Это подобно тому, как человек просыпается у себя дома, и он еще хорошо помнит сон, в котором он только что принимал самое активное участие, и одновременно с этим он уже понимает, что реальность после пробуждения не имеет ничего общего со сном. Итак, это первый уровень духовного знания, когда душа, наконец, стала просыпаться и начала осознавать свое отличие от внешней оболочки. Такой человек ведет образ жизни, направленный на духовный прогресс, то есть на эволюцию сознания.
Все эти состояния сознания не являются строго фиксированными и находятся в некоторой динамике и присущи не только определенным видам жизни (низшим или высшим), но всем нам на определенных этапах жизни. Сначала (в раннем детстве) мы можем совершенно не осознавать себя, позже мы начинаем отождествлять себя с телом и активно трудимся ради него, а на последнем этапе жизни в теле наступает момент, о котором говорят, что пришло время о душе подумать.
Итак, помимо этих трех состояний сознания, в которых мы регулярно пребываем, то бодрствуя, то грезя, то погружаясь в полное самозабвение, есть еще четвертое – духовное состояние сознания, которое является изначальным и естественным для души. Осознание духовной реальности (Бога и души) возможно только на этом четвертом уровне сознания, который характеризуется чистым знанием. Эти аналогии с разными уровнями погружения в сон и пробуждением можно завершить цитатой из статьи Льва Толстого, опубликованной в журнале «Голос вселенской любви» в 1908 г.: «Подобно тому, как мы проходим через тысячи снов в этой жизни, наша нынешняя жизнь является лишь одной из многих тысяч подобных, в которые мы приходим из другой, более реальной жизни… Наша жизнь – это лишь один из снов той более реальной жизни. И эти сны длятся целую вечность, до тех пор пока мы не пробуждаемся в нашей последней и самой реальной жизни – жизни с Богом». Согласно Ведам, цель жизни в том и состоит, чтобы вытащить сознание души из сна забвения.
Еще один способ понять духовную эволюцию – представить сознание в виде семечка, которое постепенно прорастает (при условии духовной заботы) и расцветает в тысячелистный лотос. Рассмотрим этот пример подробнее.
В прошлой статье я коротко говорил о чакрах в связи со здоровьем. Другая функция чакр, которые являются тонкими энергетическими центрами в теле, состоит в том, что они отмечают вехи развития сознания. Тело человека можно представить как семиэтажный дом.
Очевидно, что жители более высоких этажей видят дальше. Когда сознание души находится в состоянии «сна без сновидений», активны только три нижние чакры, связанные с физиологическими функциями. Они от рождения развиты даже у животных. Более высокое сознание («сон со сновидениями») проявляется тогда, когда у человека начинает проявляться осознание себя на уровне тела и он начинает испытывать сострадание (четвертая чакра в области сердца) и вступает в эмоциональное общение с другими существами (пятая чакра в области горла). Состояние «пробуждения» приходит тогда, когда сознание души поднимается до шестой чакры (межбровье – «третий глаз»), и полностью лотос сознания раскрывается на уровне седьмой чакры (темя – родник). Этот уровень характеризуется тем, что душа не только осознает себя как вечную индивидуальность, отличную от временного тела, но и свои отношения с Богом.
Очевидно, что чем меньше сознание обусловлено влиянием материи, тем ближе мы к духовной реальности и тем ярче реализуются потребности души – вечность, знание и счастье. Напрашивается вывод о том, что человек должен заботиться о «гигиене» своего сознания. В наш век скоростей и стрессов забота о сознании приобретает особую значимость, т. к. современный человек стал очень зависим от хаотичного состояния общества, лишенного единой цели и достойной идеологии. Люди, потеряв духовную опору и ориентацию в жизни, стали заложниками беспрецедентного развития технократии, побочные и разрушительные последствия которой во многих областях стали уже необратимыми.
Веды рекомендуют различные практики возвышения сознания до его четвертого духовного состояния. Находясь на четвертом уровне сознания в контакте с Богом, который всегда находится в этом высшем измерении, живое существо совершенно иначе оценивает события, происходящие на внешнем физическом уровне. Такой настрой сознания избавляет человека от стрессов, не делая его при этом социально пассивным. Это не есть побег от реальности, но напротив, возвращение в реальность, так же, как пробуждение ото сна является выходом из «реальности» сна к реальности бодрствования. Пребывание в духовном сознании дает человеку много преимуществ, т.к. позволяет смотреть на мир более целостно и видеть вещи и события в духовной перспективе, с более высокого «этажа» сознания.
В следующей статье я расскажу об одном несложном, но очень эффективном методе, помогающем нашему сознанию быть всегда на высоте.