Единая картина мира
Верховный Господь сказал: «И дух, и материя исходят из Меня, …и потому, знающий Меня, знает все».
Бхагавад-гита (9.19-15.19)
Несмотря на информационный бум и множество научных открытий, современный человек по-прежнему не имеет целостного понятия о мире. Жизнь представляется людям сложным конструктором с множеством деталей, из которых каждый пытается собрать что-то свое. Попытки создать целостное мировоззрение на основе материалистической науки не увенчались успехом.
Скрестить науку с религией тоже не удалось – западная наука находится только в стадии развития, а западная религия уже в стадии разложения. Даже Эйнштейн, будучи верующим-ученым, не смог этого сделать, так как обладал лишь верой, но не духовным знанием. О кризисе, постигшем современное научное мировоззрение, писал еще В.И. Вернадский, считая причиной этого физическую картину мира, предложенную И. Ньютоном и приведшую к упрощенным и односторонним представлениям о реальности, предавшим забвению идею целостного знания.
В середине ХХ века такие великие умы Запада, как Альберт Швейцер и основоположник современной психологии Карл Юнг, испытывая ностальгию по целостному мировоззрению, обратились к восточной философии, в том числе и к Ведам. К этому были очевидные предпосылки: многие ученые того времени сделали вывод о глубоком родстве индоевропейских культур, языки которых, как установили лингвисты, произошли от санскрита – языка древней Индии. «Может быть, многие истины и ценности прошлого, сохраненные индуизмом, помогут нам сейчас иначе взглянуть на нынешнюю тупиковую техногенно-потребительскую цивилизацию», – пишет известный отечественный этнолог, историк и религовед М.Ф. Альбедиль.
Итак, очевидно, что на Западе нет целостной системы знания, связывающей весь мир воедино и показывающий связь творения, Творца и Его замысла. Разные сферы знания существуют разрозненно, а духовности не отводится статуса науки, так как в этой сфере осталась лишь вера и догмы. Напомню, что наука на Западе зародилась именно из конфликта с религией, утратившей духовное знание. Поэтому западное знание, как правило, ведет к безбожию и наиболее интеллектуальные люди – это первейшие материалисты. Веды же напротив являются тем самым целостным знанием, где наука и религия гармонично сосуществуют. Процесс познания должен привести к Богу, а не увести от Него, как сейчас. По Ведам, Бог – это причина всех причин, а истинное и полное знание – это знание об изначальной причине всего.
Находясь вне духовной системы ценностей, мы никогда не сможем увидеть единой картины мира. Поэтому постараемся рассмотреть мир с позиции самого Творца, которую он излагает в Ведах. Веды – это Его откровение нам. Квинтэссенцией всех Вед является «Бхагавад-гита» (букв. «Песнь Бога»), которую можно назвать своего рода «Введением в реальность».
Реальность уже устроена определенным образом и истинное мировоззрение – это своего рода ментальная карта реальности. Если карта не соответствует реалиям местности, мы заблудимся. Подобным же образом, если мировоззрение не соответствует действительности, мы можем выбрать ложную цель и впустую потратим жизнь. Сейчас эта «карта реальности» формируется в умах людей на основе науки, которая принимает во внимание только видимую материю и пересматривает свои глобальные концепции каждые 10-15 лет.
Поэтому попытаемся при помощи древних откровений – Вед, компенсировать ту неполноту в общей картине мира, которой пока грешит наука, несмотря на множество открытий. Открытие считается научным понятием, а откровение традиционно относят к духовной сфере, однако эти понятия родственны, так как и то и другое помогает понять реальность. Открытие осуществляется методом слепого тыка, «нащупывания»реальности, а откровение просто дается свыше. Хотя часто открытия также совершаются на основе откровения.
Итак, «Бхагавад-гита» рассказывает о пяти составляющих, лежащих в основе бытия. Это – Бог, душа, материя, время и деятельность. Понятия Бога и души мы уже подробно обсудили в прошлой статье и теперь проследим связь между ними и построим принципиальную схему мира (см. следующую страницу). Эта схема важна для понимания своего места и определения цели жизни.
Как следует из схемы, Бог является источником и духа и материи. В «Бхагавад-гите» (7.7) Кришна говорит: «Нет истины выше, чем Я. Все покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить». Нить не видна, но она – основа ожерелья. Бог, в аспекте своей всепроникающей энергии создает невидимый фон, поддерживающий все существование.
С материей Бог связан через энергию времени. Время – это Его воля, которая не дает нам остановиться и тянет навстречу неизбежному будущему. Любой разумный человек вынужден принять существование этой высшей силы времени, которой мы не можем противиться. Время также разрушает материю, обращая все в прах. Бог это делает для того, чтобы мы, в конце концов, разочаровались в материальной деятельности и вернулись к своей вечной духовной специальности – служению Богу.
Душа и материя связаны через закон кармы (причинно-следственная связь). Душа воздействует на материю, а материя воздействует на сознание души. Сила действия равна силе противодействия. Из наблюдения этой взаимосвязи рождаются утверждения типа: «Что посеешь, то и пожнешь». Однако инертная материя не может влиять на нас сама, так как лишена сознания. Она не может сама отмерить нам наказание или награду. Для такой точной реакции в природе должен быть какой-то разум, который учитывает наши действия, запоминает их и потом воздает соответственно. Этот механизм реакции становится понятным, если мы примем, что материя является инструментом в руках Бога, через который Он нас воспитывает.
Итак, через эту схему можно понять причину конфликтов с природой. Например, недавнее цунами в ЮВА. Один журналист писал, что можно понять теракт со стороны злодея, но невозможно понять, как мать-земля может так наказать своих детей. Поэтому проще все списать на случайность и слепую стихию. Но благодаря этой схеме становится ясно, что материя действует не слепо и не сама по себе, а по воле Бога. И если уж называть землю матерью, то любой родитель знает, что в крайних случаях матери приходится наказывать ребенка.
Другой пример того, как Бог воздействует на наше сознание через материю, – это феномен совести. Вор может совершить кражу без свидетелей, но как только он берет чужую вещь, его сердце начинает учащенно биться, появляется волнение и страх быть пойманным. Если никто не видел его преступления, как сама украденная вещь может вызвать беспокойство и муки совести? Материя не обладает такими свойствами. Откуда в нашем теле, если оно является соединением только химических элементов, возникает феномен совести? Но если мы примем присутствие души и Бога в сердце, тогда понятно, кто нас укоряет в связи с нашим неправильным отношением к материи.
Теперь рассмотрим отношения души и Бога. По схеме, от Бога к душе идет стрелка с надписью «Любовь». Его любовь к нам проявляется в том, что Он создает нам все условия для жизни в этом мире, дает нам разум и свободу воли и указывает духовный путь домой. То же чувство должно связывать и нас с Ним, но оно обозначено пунктиром, то есть потенциально это чувство в нас есть, но реально оно в большинстве случаев не проявлено. Цель духовной жизни и состоит в том, чтобы активизировать эту любовь в своем сердце. Если душа полюбит Бога и вернется к Нему, она выйдет из-под власти материи и времени. Если нет, она останется узником этого изменчивого мира. Но мы не можем полюбить того, о ком мы понятия не имеем. И как раз о Боге, как высшем объекте любви, у людей самые смутные представления. Богом люди считают Свет или Вселенский Разум, но и то и другое трудно полюбить. Поэтому Веды говорят, что полюбить Его можно только в Его высшем аспекте совершенной и изначальной личности, из которой исходит тот самый Свет и Разум. О всепривлекающей Личности Бога пишут самые сокровенные разделы Вед и это будет темой одной из будущих статей.
Итак, эта схема дает нам целостную принципиальную картину реальности, в которой Бог – это главный организующий фактор. Поэтому-то в «Бхагавад-гите»(15.19) Кришна и говорит: «Тот, кто знает Меня – знает все». Если убрать душу и Бога, тогда останется только материя в потоке разрушительного времени. В этом случае совершенно неясно, откуда в горстке химических элементов заводится сознание, стремящееся к совершенству. Без Бога и души жизнь лишается высшей цели и становится совершенно непонятной и бессмысленной. В этом причина современного парадокса – люди знают массу деталей об этом мире, но не знают самого главного – духовной половины схемы, то есть души и Бога. Поэтому в головах даже самых ученых людей Запада – полный винегрет.
Практический вывод из этой схемы таков – душа занимает пограничное положение между Богом и материей. Поэтому деятельность души может быть направлена либо на Бога и это будет называться йога, либо на материю и такая деятельность – это карма. Погружение в материю без памяти о Боге чревато для души тем, что она приобретает качества материи – благость, страсть и невежество, а божественные качества уходят в пассив.
Когда же душа взаимодействует с Богом, осуществляется йога (букв. «связь»), и такая деятельность пробуждает в душе божественные качества по принципу «с кем поведешься, от того и наберешься». Кульминацией йоги или религии становится развитие любви к Богу. Три основных качества души (вечность, знание и счастье) реализуются только в том случае, если душа активно (а не пунктиром) связана с Богом.
Но лишь немногие могут сразу переключиться с кармы на йогу и оставить свою материальную жизнь. Поэтому большинству людей рекомендован постепенный путь перехода. Это значит, что мы должны постараться связать свою материальную деятельность (карму) со служением Богу (йога). Вследствие этого синтеза получается карма-йога, то есть связь с Богом через свою профессиональную деятельность. Благодаря присутствию духовного элемента (йога), наша карма будет постепенно изживаться, и когда человек достигнет соответствующего возраста и высокого уровня духовной зрелости, он легко сможет оставить все материальные занятия и полностью переключиться на духовную деятельность (йога). Эта духовная связь и перенесет душу в момент смерти в духовную реальность, где душа полностью реализует свои потребности. Итак, выбрать Бога или материю – в этом свобода, мотивация и ответственность человека.
Из этой схемы также можно вывести универсальные духовные принципы, общие для всех традиций:
1. Бог – высший источник и владелец всего. Он любит нас и потому дает нам свободу выбора.
2. Мы вечно связаны с Ним либо прямо, либо через материю и потому всегда ответственны перед Ним.
3. Наше счастье – не в накоплении материи, а в любовных отношениях с Богом.
Если принять в качестве основы духовного понимания жизни эти универсальные истины, детали нас уже не будут смущать. В каждой традиции есть множество специфических черт, которые часто становятся причиной конфликта с другими. Но если понять и принять общие основы, это уже хорошая платформа для мирного сосуществования.