Духовный потенциал

Иногда мы испытываем бессилие от неспособности изменить что-то в окружающей среде или ситуации. Это внутреннее бессилие и ощущение себя жертвой обстоятельств показывает наше непонимание связи своих поступков в прошлом и реакций на них в настоящем и будущем.

Верховный Господь сказал: “Трудно преодолеть эту Мою божественную энергию, состоящую из трех качеств материальной природы (благости, страсти и невежества). Но тот, кто вручил себя Мне, может легко выйти из под ее влияния”
Бхагавад-гита (7.14)

В прошлой статье мы говорили о внутренней свободе выбора, которая есть у каждого и которая состоит из самосознания, совести, воображения и независимой воли. В этот раз мы рассмотрим критерии, по которым можно понять, насколько мы действительно проактивны, т.е. свободны в своем выборе, и как реально эту свободу расширить.

Иногда мы испытываем бессилие от неспособности изменить что-то в окружающей среде или ситуации. Это внутреннее бессилие и ощущение себя жертвой обстоятельств показывает наше непонимание связи своих поступков в прошлом и реакций на них в настоящем и будущем. Неприятие ответственности за свою судьбу выражается в тенденции перекладывать вину на других. Особенно такой подход опасен для руководителей, потому что их неуверенность и нервозность передаются всем окружающим. Это внутреннее бессилие, непонимание и вытекающая из них безответственность находят свое выражение даже в нашей речи. Прислушайтесь к тому как говорите вы сами и окружающие и вы легко поймете какой концепцией продиктована эта речь.

tushkin1

Согласитесь, что чаще приходится слышать речи беспомощных жертв, заложников обстоятельств. Насколько мы реактивны или проактивны можно так же понять по тому, как мы реагируем на транспортные пробки, недовольство клиента, капризы ребенка и т.д. Итак, реактивный, т.е. слишком зависимый от внешнего подход демонстрирует отсутствие внутренней свободы выбора или, точнее, непонимание того, что внутренний потенциал все же есть. Почему же этот резерв не проявляется? Первое – скованность кармой прошлого, второе – элементарное невежество. К счастью, карма подлежит коррекции на основе знания. Веды говорят, что в этом теле, кроме души, скованной кармой, есть еще и независимый Верховный Господь, который управляет всеми сложнейшими процессами в нашем теле. Именно Он через свою материальную энергию держит нас в кандалах кармы за наше прошлое, и Он же освобождает нас от кармы, когда мы поворачиваемся к Нему лицом (cм. эпиграф к статье). Значит, свободу можно расширить за счет внутреннего потенциала, т.е. повышения уровня своей духовности.

Большинство людей, не зная об этом внутреннем резерве, ломится в открытую дверь. А все что нужно – это не выламывать ее, а просто понять, что она открывается в другую сторону. Люди предпочитают бороться с материальной природой, считая ее слепой бесхозной стихией. Но в Бхагавад-гите 9.8-10 Кришна говорит: “Весь космический порядок в Моей власти…Эта материальная природа, будучи одной из Моих энергий, работает под Моим надзором…”. Поэтому основа расширения своей свободы и укрепления внутреннего потенциала – в союзе с Богом, а не в игнорировании Его. Какой смысл портить отношения с самой всемогущей личностью? Раньше, видя, как кто-то упорно трудится, люди говорили: “Бог в помощь”, понимая, что конечный успех зависит от благословения свыше. Хотя мы живем в эпоху “покорения” природы, сейчас, как никогда, зависимы от нее. Это происходит потому что люди слишком уверовали в свои силы и забыли о власти Бога.

В Ведах приводится история о противостоянии двух личностей – великого царя демонов Хираньякашипу и его юного сына Прахлада, который был великим преданным Кришны. Хираньякашипу был олицетворением материализма и ненавидел все, что хоть как-то напоминало о Боге. Больше всего его раздражал его собственный сын, который с рождения проявлял качества святой личности. После неудачных попыток наставить своего сына на “путь истинный”, демоничный отец решил убить его. Однако к его изумлению, Прахлада не кусали ядовитые змеи, в яму к которым его бросали; на него не действовал яд; когда его бросали со скалы, он становился легким как перышко и спокойно приземлялся. Сам же Прахлад был полностью проакивной личностью, не обижался на отца, понимая, что тот просто в невежестве и относился к нему с состраданием, как к больному. Причина его неуязвимости состояла в том, что Прахлад, хотя внешне находился в этом мире, был как под невидимым зонтиком, под покровительством Бога. В этом была его непостижимая сила. Духовная энергия свыше защищала его и потому материальная природа не могла причинить ему вреда, подобно тому как тень не может проникнуть в свет. Он не боролся с враждебно настроенным отцом, а укреплял свою связь с Богом и так победил внешне превосходившие силы. Возможно, мы не способны снискать такое божественное покровительство, вследствие своей духовной незрелости, но сам принцип можно взять на вооружение. В наше время эти истины могут излагаться другими словами, но суть неизменна: внутри есть невостребованный духовный потенциал, который при активизации может весьма раздвинуть горизонты судьбы.

Cтивен Кови в книге “7 навыков высокоэффективных людей” пишет, что определить насколько человек свободен (проактивен) или детерминирован (реактивен), можно также по тому, чему мы уделяем большую часть времени. Он делит всю деятельность на два круга – круг забот и круг влияния. В круг забот входят: здоровье, дети, работа, экология, экономика, политика, международный терроризм, глобальные проблемы. В круг влияния входят: самосовершенствование, развитие отношений, самоанализ, профилактика, планирование, поиск новых путей и т.д.

tushkin2

Из этого разделения понятно, что круг забот не находится под нашим прямым влиянием, а зависит от многих внешних факторов. Соответственно, проблемы этого внешнего круга забот так быстро и просто не решаются. Если, несмотря на это, мы большую часть времени проводим в круге забот, не имея на него непосредственного влияния, мы склонны становиться реактивными, нервными, опустошенными и разочарованными. Это наполняет нас негативной энергий и сужает круг нашего влияния. Мы пытаемся переделать мир и других, теряя напрасно время и силы. Если же мы достаточно много времени уделяем внутреннему кругу влияния – мы живем проактивно, наш внутренний потенциал свободы значительно расширяется, и мы больше способны влиять на круг забот. Попытка изменить мир, не изменив себя – безнадежная задача в круге забот.

Реактивная модель Проактивная модель «снаружи-внутрь» «изнутри-наружу»

Из этих схем видно, что если мы не смещаем акцент с внешнего круга забот на внутренний круг влияния, то внешний мир, который и так достаточно сильно давит, может просто задушить внутренне слабого человека, лишенного духовной поддержки (рис.1). Так сужается наш круг влияния. Это судьба людей, живущих по принципу “снаружи – внутрь”, т.е ожидающих милости от внешнего мира. С другой стороны, если мы внутренне растем, наш круг влияния расширяется, и мы больше способны воздействовать на окружающую среду (рис. 2). Так действует духовная концепция “изнутри – наружу”. Оковы материи раздвигаются духовной силой, как тьма устраняется светом.

Итак, типичный реактивный подход “снаружи – внутрь”: пусть все вокруг изменится, тогда и я изменюсь. Долго же нам придется ждать внешних изменений, если мы движимы такой философией. Попытка изменить себя – это более реальная задача в круге нашего влияния. Именно это даст нам опыт и силы изменить если не весь мир, то хотя бы свое ближайшее окружение. Это проактивный подход – “изнутри – наружу”: я меняюсь внутренне и становлюсь способным позитивно повлиять на круг забот. Человек, который больше времени проводит в круге своего влияния, становится все более внутренне стабильной и устойчивой личностью. Он мыслит возможностями в отличие от реактиного человека, который мыслит проблемами и живет в режиме вечного кризиса и стресса.

Внешний круг забот связан с понятием ИМЕТЬ, а внутренний круг влияния связан с понятием БЫТЬ. Большинство реактивных людей мыслят так: “Если бы я ИМЕЛ больше денег, я БЫЛ бы счастливее.” Опять же наблюдается сильная зависимость от внешнего, которая проистекает из внутренней слабости и пустоты. Но проактивный человек мыслит иначе: “Если бы я БЫЛ более благочестивой личностью в прошлом, сейчас бы я ИМЕЛ больше возможностей”. “Если бы я БЫЛ более терпеливым, мудрым, любящим, я бы ИМЕЛ большее влияние на людей”. Приняв свое настоящее как закономерное следствие своего же прошлого, такой человек сосредоточивается в круге своего влияния и так изнутри начинает менять ситуацию. Вспомним ведическую парадигму (см.ВБ №2, 2002, статья “Зри в корень”). Она утверждает, что сначала человек должен развить в себе некие благочестивые качества через различные процессы (благотворительность, аскетизм, различные формы поклонения Богу), и в награду за это Господь дает определенные возможности, как родитель поощряет послушного ребенка. Итак, перед тем как ИМЕТЬ надо БЫТЬ человеком определенного внутреннего качества.

В Ветхом Завете есть история об Иосифе, который в юности был продан собственными братьями в рабство в Египет. Он мог бы погрузиться в тоску, мог начать обвинять своих братьев в предательстве. Но Иосиф был проактивной личностью. Он старался БЫТЬ. И довольно скоро уже стал управляющим в доме своего хозяина, т.к. доверие хозяина к Иосифу было весьма велико из-за внутренних качеств Иосифа. Затем настал день, когда Иосиф попал в трудную ситуацию, но не поступился своей честью. В результате он был несправедливо осужден на 13 лет заключения. Но он вновь действовал проактивно, в круге своего влияния. Он работал над тем, чтобы БЫТЬ, а не ИМЕТЬ, и вскоре уже управлял той самой тюрьмой, а затем и всем Египтом, став второй фигурой после фараона. Это яркий пример того, как работает подход “изнутри – наружу” или каким надо БЫТЬ, чтобы ИМЕТЬ.

Реактивному руководителю, по горло занятому внешними проблемами, часто приходится подкреплять свой “авторитет” административными или экономическими репрессивными мерами. Эта так называемая сила на самом деле является проявлением внутренней слабости. Ведическая мудрость гласит, что руководитель, обладающий духовными качествами, осуществляет управление кончиками пальцев, потому что он становится проводником принципиально другой – духовной энергии, находясь в гармонии с Богом. Естественно, административные и экономические рычаги не исключены для особо непонятливых. Но нужно понять, что проходят те времена, когда руководителю достаточно быть хорошим хозяйственником или администратором. Хотя одна часть общества безнадежно деградирует и понимает только язык наказания, есть так же и позитивная тенденция: все больше людей начинают вспоминать старые, но не устаревшие принципы духовности и морали. Все больше начинают следовать различным духовным практикам очищения. Эти тенденции некоего духовного возрождения предъявляют новые требования и к руководителям. Конечно, есть внешние техники Дэйла Карнеги, которые обучают нас всем улыбаться и играть роль друга, но люди чувствуют внутреннюю фальшь и все отношения превращаются в сплошную дипломатию. Веды же говорят о необходимости реально развивать духовные качества. Прежде чем управлять другими, нужно научиться управлять собой. Без духовной силы это невозможно. Где же ее взять? Обычно за поддержкой обращаются в вышестоящие инстанции. Мы не стесняемся попросить кредит в банке или помощи у сильных мира сего. Но воистину мудрый человек, знающий полную схему жизни, обращается к Богу. Тогда внешние источники (банки, власть и т.д) становятся для него проводниками, а не источниками этой поддержки.

Изначально статья была размещена здесь: http://nimai.ru/philosophy/znanie/726