Духовные точки планеты (VI)
Джайпур – столица штата Раджастан – находится на юго-западе от Дели в пяти часах езды на поезде. Его еще называют «Розовый город», т.к. многие храмы, дворцы и другие сооружения построены из розового мрамора и песчаника. Город этот был основан относительно недавно, в начале 18 века. До этого столицей Раджастана был небольшой городок Амбер, который находится рядом, на горном плато. В 1727 году очередной царь Раджастана Савай Джай Сингх покинул Амбер и основал в долине город, который он назвал своим именем – Джайпур.
Начнем краткую экскурсию по Джайпуру с храма Лакшми-Нараяны (фото 1). Его построил один из крупнейших промышленников Индии – господин Бирла. Лакшми-Нараяна – это одна из многочисленных пар имен, указывающих на божественную чету. Я уже писал, что, согласно Ведам, Бог – это двойное существо, содержащее в себе и мужское и женское начало. Именно по этой причине мы тоже стремимся найти в этом мире свою вторую половинку. Лакшми – это женская половина Абсолюта, символизирующая богатство, любовь, удачу, плодородие.
А Нараяна (Он же Вишну или Кришна) – это мужская ипостась Абсолюта – источник силы, знания, славы и т.д. Для индийского бизнесмена построить храм – это не просто акт благотворительности. Там люди понимают, что процветание (Лакшми) не бывает без Бога (Нараяны). Поэтому, чтобы процветание было стабильным, нужно использовать его в служении Богу. Тот, кто пытается оторвать энергию процветания от Бога, не может надолго удержать деньги, т.к. деньги – это не просто бумага или золотой запас, ее обеспечивающий. Это одна из энергий Бога, и любой, кто пытается присвоить себе энергию Бога, сам, в конце концов, все теряет или становится рабом своих богатств. В этом случае Лакшми превращается в свою материальную ипостась – Дургу (тень Лакшми), которая олицетворяет рабство. Уже не он владеет деньгами, а деньги владеют им.
Что касается древней столицы Раджастана (Амбера), то сейчас это просто горный район на окраине Джайпура, а бывший дворец царя стал музеем. Его называют Амбер-форт, потому что он построен в виде крепости с высокими стенами. Один из вариантов подняться туда (особенно для экстремалов) – на слоне за 500 рупий. Мы не рискнули и поехали на такси. Кроме того, что чисто внешне это уникальное архитектурное сооружение средних веков, там много любопытных внутренних деталей. Например, покои царя разделены на летние, зимние и демисезонные. В летних апартаментах дворца все устроено так, чтобы проявилось естественное кондиционирование. Во внешней стене просверлены мельчайшие отверстия, а по внешней стороне этой стены стекает ароматизированная вода.
Таким образом, ветер, проходя через эти отверстия внутрь помещения, приносит с собой влагу и аромат. Вот это называется природный кондиционер.
А в зимних апартаментах на стенах много зеркальных узоров, под которыми находится герметически запечатанная ртуть. Она аккумулирует тепло и отдает его стенам. Таким образом, происходит естественный обогрев. Благодаря присутствию множества зеркал ртуть становится неопасной для человека. Это яркий пример практического применения природных технологий без всякой современной техники с ее дороговизной, ненадежностью и побочными эффектами.
После того как столица была перенесена из Амбера в новый город Джайпур, царь Джай Сингх дал волю своей творческой натуре, что проявилось в уникальной архитектуре города. Поражает воображение так называемый «Дворец ветров» (фото наверху, в центре). Это пятиэтажное строение, все покрытое ажурной резьбой, находится на главной улице старого Джайпура. Из его маленьких узорчатых окон за событиями и праздниками на главной улице наблюдали представители женской половины обитателей царского дворца.
Считалось, что знатные женщины не должны выставлять себя напоказ простолюдинам. Большую же часть времени это строение пустовало, продуваемое ветрами. Отсюда и название «Дворец ветров».
Недалеко от этого места находится еще одна удивительная достопримечательность Джайпура – астрономическая обсерватория. Она была построена в начале 18 века все тем царем Джай Сингхом. Он прославился как великий ученый астроном и математик, воин и строитель. Эта обсерватория является крупнейшей из пяти подобных сооружений, которые он построил в других городах Индии. Она представляет собой открытую площадку, на которой находятся 18 инструментов, определяющих положение планет и созвездий на небосводе.
Там можно определить время с точностью до двух секунд. Причем все наблюдения проводятся без всяких телескопов.
Но есть в Джайпуре и чисто духовные достопримечательности, вызванные одной местной особенностью. Дело в том, что в средние века в Индии стало распространяться мусульманство и порой между мусульманами и индуистами вспыхивали локальные конфликты. В некоторых районах Индии ведическая традиция чрезвычайно сильна и по сей день (например, в южной Индии), а вот в северной и центральной части страны правление частенько менялось, потому периодически индуистские святыни страдали от мусульманской агрессии. Справедливости ради нужно сказать, что некоторые мусульманские правители, например император Акбар Великий, были весьма терпимы и доброжелательны к ведической культуре Индии.
А вот император Аурангзеб прославился чрезвычайной жестокостью и вандализмом. Он сверг с престола и заточил в тюрьму собственного отца, также он разрушил много ведических храмов в центральной Индии. Единственной его заслугой является строительство всемирно известного мавзолея Тадж Махал в Агре.
Раджастан (где находится Джайпур) всегда славился сильной армией и потому он успешно отражал набеги Аурангзеба и ему подобных. Именно поэтому последователи Вед, спасая Божества из различных храмов от разрушения, привозили их в Джайпур. Таким образом, в Джайпуре находится много храмовых Божеств, перевезенных из других районов Индии. С точки зрения духовной значимости основными Божествами Джайпура являются три формы Кришны, которые «иммигрировали» туда из Вриндавана (см. прошлую статью).
С точки зрения ведической теологии различные воплощения Бога выполняют разные функции. И эти три Божества олицетворяют собой три основные фазы духовной жизни человека. Сначала мы просто что-то узнаем о Боге, душе и пытаемся построить духовное мировоззрение с Богом в центре. Эта начальная ступень духовной жизни называется Самбандха-гьяна – знание о нашей вечной связи с Богом. И первое Божество, помогающее нам успешно пройти эту ступень, именуется Мадана-мохан – тот, кто снимает с нас заклятие привязанности к этому миру, разбивает мирские иллюзии и показывает, что с Богом мы связаны вечно, а с материей – временно.
Вторая ступень духовной жизни – это активизация связи с Богом. То есть от теоретического понимания на первом уровне мы переходим к практическому очищению и начинаем сам духовный процесс – поклонение, молитва, ритуал, медитация, аскеза. Так внутренние чувства души постепенно очищаются, и мы начинаем испытывать реальный духовный опыт. На этом уровне вера перерастает в уверенность, подкрепленную практическим пониманием. За этот этап отвечает вторая ипостась Кришны – Говинда (божественный пастух, дающий радость чувствам).
И третий уровень духовной жизни – это полное вхождение в духовную реальность, развитие глубокой любви к Богу и осознание своей вечной духовной формы в высшем мире. Эта фаза полной духовной зрелости находится под покровительством самого сокровенного аспекта Кришны, которого зовут Гопинатх – повелитель чистых душ.
Божества Говинды и Гопинатхи по-прежнему находятся в Джайпуре (хотя их храмы располагаются в разных районах города), а Божество Мадана-мохана «переехало» в соседний небольшой городок Кароли, когда принцесса Джайапура вышла замуж за принца Кароли. Она очень любила это Божество и по разрешению царя увезла его с собой. В Кароли для Него был выстроен отдельный храм.
Существует поверье, что тот, кто за один день (после восхода и до заката) сумеет попасть во все три храма в той последовательности, что названа выше, сумеет в этой жизни достичь духовного совершенства и вернуться в мир вечности знания и блаженства. Нам повезло, и мы везде успели…