Духовные точки планеты (V)
Вриндаван – следующее место нашего посещения святынь на земле Индии. Он находится в 90 км к юго-востоку от Дели. Несмотря на географическую близость, эти два места изрядно отличаются друг от друга. С одной стороны, столичный мегаполис, полный шума и внешней суеты, с другой стороны, маленький городок, погруженный в атмосферу духовной медитации.
Население Вриндавана около 10 тысяч человек, при этом там находится 5 тысяч храмов! Почему именно здесь их так много? Потому что здесь 5000 лет назад разворачивались удивительные события, связанные с деяниями Кришны. В разных местах Вриндавана Кришна играл в Свои различные божественные игры, и потому разные храмы там являются своего рода мемориалами, связанными с этими чудесами.
Любой, кто попадает сюда, сразу же испытывает очень насыщенную духовную атмосферу. На каждом шагу встречаются люди с четками в руках, через каждые 10-15 метров стоит какой-нибудь храм.
Все заборы и деревья исписаны именами Кришны. Люди там добры, просты и приветливы. Из каждого дворика слышны духовные песнопения и молитвы. Эти божественные звуки, а также устремленные к небу купола бесчисленных храмов очень быстро умиротворяют и одухотворяют ум.
Зачем Бог приходит в этот мир? Согласно Его собственным словам, чтобы защитить праведников, уничтожить демонов и восстановить принципы истинной религии, Я Сам нисхожу на эту землю каждую эпоху (БГ4.7). Как же Он защищает праведников? Он вдохновляет их на духовную жизнь, демонстрируя Свои привлекательные божественные игры, которые доходят даже до грядущих поколений через непрерывную цепь духовных учителей. Эти сверхчеловеческие деяния также изложены в Священных Писаниях – Ведах – с философскими комментариями великих святых, чтобы даже сейчас мы могли понять их сокровенный смысл. Так проявляется Его забота о тех, кто хочет выбрать духовное будущее.
Уникальность Ведической традиции состоит в том, что она дает человеку максимально конкретные ответы на самые сокровенные вопросы бытия: каков Бог, чем Он занимается, что делают чистые души в духовном мире за пределами этой ограниченной материальной вселенной. Как правило, эти темы недостаточно освящены в других традициях и потому даже люди, занимающиеся духовной практикой, имеют весьма смутные представления об этом. А если человек не представляет себе конечного результата, ему очень трудно сконцентрироваться на какой-то абстрактной цели.
С одной стороны, современная наука полностью обезличивает космос, говоря, что мир возник случайно и не имеет объективной цели, а с другой стороны, даже религиозные традиции, провозглашая Бога, при этом обезличивают Его, низводя до абстрактной любви. Что же остается делать душе, которая, по сути, является личностью, стремящейся к конкретной любви?
Эта ситуация неизбежно ведет к половинчатой духовной жизни, когда человек, не зная привлекательного образа Бога, даже искренне надеясь на какое-то смутное духовное будущее, сейчас вынужден черпать свое счастье из материальной природы, оправдываясь тем, что «по праздникам» или «в меру» можно то, что обычно не поощряется любой религией. Одними запретами и страшилками невозможно положить конец греху. Должна быть реальная позитивная духовная альтернатива нашей чувственной деятельности, некий высший вкус. В противном случае в духовных организациях будут процветать лицемерие и двойные стандарты, за которые атеисты и материалисты нещадно ругают современные религии.
Веды объясняют нам, что наши мечты о совершенной любви и все наши романтические ожидания от жизни проистекают из души, некогда имевшей эти любовные отношения с Самим Богом.
Позавидовав Его особому положению, душа пала в этот материальный мир, и здесь вся ее вечная жизнь оказывается поделенной на короткие воплощения в разных телах. Высшее знание превращается в невежество или так называемое современное знание, которое, по сути, не отличается от невежества, т.к. и то и другое приносит душе страдание. А вечная любовь к Богу превращается во временные увлечения, приводящие, в конце концов, к полному разочарова
Но у души есть шанс вернуться к Богу. Именно это провозглашает библейская притча о возвращении блудного сына. Для того чтобы пригласить падшие души обратно, Бог Сам периодически приходит в этот мир «на гастроли» вместе со своими вечными спутниками, чтобы показать искренним душам, что такое настоящая жизнь в вечности, знании и блаженстве. Только испытав высший вкус личных отношений с Богом, душа сама сможет отказаться от своих низменных привычек. Именно для того, чтобы пробудить наш высший вкус и приходит Бог в наш мир и оставляет после Себя традицию, следуя которой душа может вернуться к Нему. Вриндаван – хранилище этой традиции, живое напоминание о духовной реальности и высшем вкусе.
Вторая цель прихода Бога в этот мир – уничтожить демонов.
Часто это конкретные личности, которые мешают остальным духовно развиваться. А еще чаще это наши демонические качества, внутренние враги, которые сдерживают наш духовный рост. Сознание души сейчас пропитано материальными представлениями о мире и цели жизни. И потому мы имеем сейчас удивительный парадокс – сознание, рожденное из души, но испорченное материализмом, отрицает существование самой души. Вот уж воистину «сон разума рождает чудовищ», которые пожирают сам разум. От этих демонических вирусов, которые заставляют наше сознание функционировать во вред себе, нам и необходимо избавиться. И Бог дает нам свет и оружие духовного знания, которые помогают увидеть этих внутренних врагов и уничтожить их. Имя этим врагам – зависть, гордость, вожделение, жадность, гнев, безумие и иллюзия. Само наличие этих негативных качества в нас говорит о том, что сознание находится в болезненном состоянии и работает неправильно. В чистом состоянии сознание полно знания, счастья и любви к Богу и другим существам. Самое удивительное то, что сейчас люди принимают эти аномалии сознания за норму. Именно поэтому нам для реальной самооценки нужно посмотреть на себя через глаза Бога или через глаза Священных Писаний, исходящих от Нег
И третьей целью прихода Бога в этот мир является восстановление принципов религии. То есть Он «ремонтирует» дорогу, ведущую в духовный мир. В нашу эпоху этот путь зарос сорняками доморощенных учений и размыт компромиссными философиями. Путь к Богу не может быть придуман человеком, он не допускает отклонений и вольностей. Ведь в материальной жизни люди любят максимальную конкретность, а в духовной жизни они почему-то предпочитают абстракции. Мы знаем, что для предсказуемой работы любого механизма нужны очень точные расчеты.
Если в параметрах или расчетах присутствует ошибка, механизм не будет работать.
Подобно этому, духовная жизнь является прикладной технологией, наукой и в ней тоже есть свои формулы.
Например, «душа + Бог = любовь», «(душа + материя)- Бог = страдания», «душа + материя + Бог = рай на земле» и т.д.
Чтобы понять наверняка, какая именно любовь получится, если к нашей жизни прибавить Бога, нужно знать, что это зависит от того, к какой ипостаси Бога мы обращаемся.
На Западе люди верят в Бога, как в могучего отца, а во Вриндаване Он приоткрывает завесу над Своей личной жизнью. Тут выясняется, что с Богом можно общаться не только как с отцом, но и как с другом, возлюбленным и даже как с ребенком! Совершенно очевидно, что характер любви к отцу, другу, ребенку или возлюбленному будет разным. Оказывается, что целью духовной жизни является не просто спасение или освобождение, а вступление в божественные игры. Веды говорят, что Бог является самой игривой и радостной личностью. Именно поэтому мы тоже любим игры и наслаждения. И даже самые серьезные люди делают свою «серьезную работу» только для того, чтобы потом обеспечить себе возможность провести время в играх и наслаждениях.
Итак, духовная жизнь не ограничивается лишь верой в Бога, о котором почти ничего не известно. Во Вриндаване Кришна проявил всю многогранную природу Своей личности, чтобы у нас было знание о конкретных духовных перспективах.
В следующей статье речь пойдет о столице штата Раджастан городе Джайпур.