Духовные точки планеты (IV)
О духовном городе Маяпур я уже писал в статье «Город будущего» как об образце экономической и экологической альтернативы современной цивилизации. В этот раз я расскажу о духовных аспектах этого необычного места. Буквально слово «Маяпур» означает «Город милости». Это место, где любой искренний человек реально ощущает себя в неудержимом потоке духовной энергии, который несет душу к Богу. Все население Маяпура и его окрестностей – это не просто верующие люди, а люди, для которых Бог – это единственная цель в жизни. Другие мысли в этом месте просто не приходят в голову.
Храмы там находятся на каждом шагу, как у нас пивные и табачные ларьки.Там, кстати, этой отравы найти практически невозможно. Почему же это место столь свято? А потому, что 18 февраля 1486 года здесь родился Шри Чайтанйа – великий святой, которого считают одним из божественных воплощений. Его приход предсказан в различных текстах Вед за несколько тысяч лет до Его реального явления.
В облике Шри Чайтанйи Кришна показал, как надо поклоняться Ему в нашу эпоху. Этот метод поклонения заключается в пении Святых имен Бога независимо от религиозной конфессии. Намек на этот метод был сделан в день явления Шри Чайтанйи. Было полное лунное затмение, которое, по Ведам, крайне неблагоприятно и символизирует нашу мрачную эпоху, когда духовный разум человека затуманен.
По традиции в день затмения люди совершали ритуальное омовение в священных реках и хором пели имена Бога, чтобы защитить свое тело и душу от негативного влияния затмения. Именно в этот момент, когда в сумерках все занимались этой очистительной деятельностью, и явился Шри Чайтанйа под звуки Святых Имен Бога. Место, в котором Он родился (Маяпур), имеет еще другое название – Навадвипа (девять островов). Эти острова образуются в широком русле Ганги, разделяющем участок суши своими многочисленными рукавами.
Так вот, Шри Чайтанйа пришел в этот мир на центральном из этих девяти островов, а восемь остальных островов окружают его, как лепестки лотоса обрамляют венчик. Вообще лотос, столь популярный на востоке, изначально упомянут в Ведах как символ чистоты и свободы. Хотя он растет в воде, его лепестки никогда не смачиваются водой. Духовная обитель Бога тоже имеет форму лотоса, где венчик – это «столица» духовного мира, а лепестки – «города-спутники». Невольно вспоминаются слова Христа: «В доме Отца моего обителей много». Этот образ лотоса прослеживается на разных уровнях реальности.
Если посмотреть сверху на нашу солнечную систему и наложить друг на друга все геоцентрические и гелиоцентрические орбиты, тоже получится интересная форма раскрытого цветка. Орбиты электронов вокруг ядра атома тоже рисуют своеобразные лепестки, т.к. внутри каждого атома тоже находится форма Бога – Параматма (всепроникающее Сверхсознание). Таким образом, любимый Богом символ лотоса проявляется на разных уровнях божественного творения.
После ухода Шри Чайтанйи из этого мира (Он вошел в одну из форм Кришны на алтаре храма и исчез) Ганга неоднократно меняла свое русло и точное место его рождения было утеряно. Но в ХIХ веке один из Святых этой традиции увидел однажды вечером с противоположного берега реки в этом месте необычное свечение и силуэт величественного храма. На следующий день он принес туда в большой плетеной корзине своего духовного учителя, которому было 140 лет, и он уже не мог ходить.
Оказавшись в этом месте, немощный старец внезапно выпрыгнул из корзины и стал танцевать и петь Харе Кришна. Этим он подтвердил, что именно здесь находится место явления Шри Чайтанйи. Также это место считалось бесплодным с точки зрения сельского хозяйства. Все, что здесь пытались сажать крестьяне, не давало всходов. Зато здесь росло много кустов Туласи (священный базилик), который в Индии тоже считается священным растением. Таким образом, это место было признано местом явления Шри Чайтанйи, и в начале ХХ века там был возведен прекрасный храм.
Для чего же пришел Шри Чайтанйа на эту землю? Что нового он принес? Разве мало на земле других религий? Зачем нужна еще одна? Тем более в Индии, где недостатка в духовности не было никогда. Дело в том, что с течением времени любые процессы (духовные – не исключение) нуждаются в реформе, т.к. люди склонны терять глубинный смысл вещей и начинают воспринимать религию просто как часть национальной традиции. Нередко люди привязываются к форме, забывая о сути процесса. Христос тоже выступил в роли реформатора, вдохнув новую жизнь в традицию Ветхого Завета. Подобную миссию в рамках Индуизма выполнил и Шри Чайтанйа. В средние века ведическая цивилизация во многом выродилась в реакционную кастовую систему, где больше внимания придавалось сословию и семье, в которой родился человек, чем его духовной природе.
Шри Чайтанйа сказал, что независимо от внешнего происхождения все живые существа являются вечными душами, частицами Бога. Они связаны с Богом вечными узами любви, но забыли об этом.
Чтобы пробудиться к этой высшей реальности, нам нужен духовный звук, как для пробуждения ото сна нам нужен сигнал будильника.
В качестве этого духовного пробуждающего средства Шри Чайтанйа дал людям мантру Харе Кришна, которая описана в Ведах как самый могущественный метод очищения и пробуждения в нашу эпоху – Кали-югу. Эта мантра связывает человека не просто с Богом, как высшим началом, а с самым сокровенным и привлекательным аспектом Абсолютной истины – Кришной. Распространив процесс пения этой мантры по всей Индии, Шри Чайтанйа предсказал, что Святое Имя Кришны станет известно в каждом городе и деревне этой планеты. Долгое время мало кто верил в это пророчество. Но время пришло, и это стало былью. Воплотил это предсказание Бхактиведанта Свами Прабхупада в 60-х годах ХХ века. Поэтому в его честь в Маяпуре воздвигнут величественный храм-мемориал (самадхи-мандир).
В 70-х годах в Маяпуре начал строиться духовный город «Международного общества сознания Кришны», который уже стал самой яркой достопримечательностью Западной Бенгалии. Сначала было много проблем. Это место буквально кишело змеями. Тогда в центре комплекса поставили скульптуру Гаруды – божественной птицы, на которой, согласно Ведам, летает Вишну (Кришна). Чудо, но змеи исчезли. Другая проблема начального этапа – нападения экстремистов. Для защиты от них в храме установили скульптуру Нарасимхи (получеловек-полулев), который является воплощением гнева Бога. Экстремисты успокоились. Неужели каменной статуи испугались? Или это не просто каменный идол, а нечто большее?
Кроме нескольких храмов, в Маяпуре есть семь гостиниц, и каждый год появляется новая, т.к. наплыв туристов и паломников возрастает. Каждую весну за две недели до дня явления Шри Чайтанйи начинается международный фестиваль ведической культуры, на который собираются тысячи гостей со всего мира. Одной из наиболее привлекательных программ фестиваля является 7-дневное паломничество (парикрама) по девяти островам Навадвипы, вокруг места явления Шри Чайтанйи.Это не только своего рода экзотический поход, но и священнодействие, которое сопровождается постоянным пением мантр и другими ведическими ритуалами.
После окончания парикрамы начинается культурная и образовательная часть фестиваля. Проходит много семинаров, посвященных различным аспектам ведической философии, культуры и духовной практики. Каждый вечер на разных сценах и площадках можно увидеть спектакли, новые фильмы, презентации, концерты и т.д. В 2004 году главным событием фестиваля стала установка огромных форм Шри Чайтанйи и Его спутников на алтаре одного из храмов Маяпура (фото наверху).
Кульминацией фестиваля является сам день явления Шри Чайтанйи, который выпадает на полнолуние в начале марта. Из Калькутты в этот день приезжает 200-300 тысяч гостей.
Крупнейший проект Маяпура – это строительство гигантского храма-планетария. Кроме места поклонения, этот храм станет центром культуры и образования, который наглядно покажет ведическую картину космоса, к которой медленно, но верно подходит современная наука.