Духовные точки планеты (III)
Конарк (храм солнца) – это следующее место нашего посещения во время паломничества по святым местам Индии. Так же, как и Пури (см. предыдущую статью), Конарк находится в штате Орисса на восточном побережье Индостана.
Это место могло бы стать одним из чудес света, если бы не каприз судьбы. Согласно истории в этом месте один принц, заболевший проказой из-за проклятия отца, молился богу солнца, который, по ведической метафизике, наделяет людей здоровьем.
После длительной аскезы и молитвы принца бог солнца явился и снял с него болезнь. По этому случаю местный царь решил воздвигнуть в этом месте храм солнца. Весь храмовый комплекс строился в XII-м веке в течение 12 лет.
Особенностью этого строения было то, что для скрепления каменных блоков между собой использовались нержавеющие железные спицы, которые проходили через камни, как арматура. Но самым необычным было то, что на вершине пирамиды храма находился гигантский магнит весом в 50 тонн.
Своим сильным магнитным полем он осуществлял стяжку железных штырей внутри строительных блоков, благодаря чему вся структура имела стабильность не за счет фундамента, а за счет вершины. Но это еще не все. На полу храма был установлен второй магнит поменьше, и между ними в их магнитном поле на точно рассчитанной высоте прямо в воздухе висела железная скульптура бога солнца! Это чудо привлекало в Конарк множество паломников.
Кроме оригинальной внутренней структуры, эта конструкция также имеет необычный внешний вид. Она построена в виде гигантской колесницы, запряженной лошадьми. У колесницы 12 колес (по 6 с каждой стороны). Согласно Ведам бог солнца путешествует по вселенной на колеснице, невидимой для обычных глаз. Как тут не вспомнить греческого Гелиоса, который по эллинским легендам тоже движется на сияющей колеснице? Невольно приходят мысли о единой прото-культуре, некогда распространенной по всей земле.
Каждое колесо этой гигантской каменной колесницы представляет собой циферблат, имеющий рельефную структуру. По колесам на южной стороне храма можно определять время с точностью до минуты, когда тень от рельефных спиц передвигается по циферблату вместе с движением солнца. Вот вам и примитивные варвары-язычники, которых пришли «окультуривать» «цивилизованные» европейцы! По сути, Запад ничего не дал Индии, а просто разграбил ее богатства и попытался посеять вражду между местными народами по принципу «разделяй и властвуй.
В том месте, где от храма падает тень на восходе солнца, находится маленький храм жены бога солнца, которая так и зовется «Чхая» (тень). Тень не имеет самостоятельного бытия и в своем существовании зависит от света солнца.
С внешней стороны храм солнца облицован красноватыми каменными плитами, покрытыми искусной резьбой. На этих резных барельефах изображены три уровня бытия: внизу животные (невежество); посредине люди (страсть) и наверху полубоги (благость). Это отражает естественную эволюцию сознания от низшего к высшему.Среди сюжетов, посвященных людям, очень много эротических сцен из «Кама-сутры» – древнейшего ведического трактата о любви. Почему эти сцены появились на стенах храма, который должен возвышать сознание человека над мирскими страстями?Объяснений этому несколько. Первое и самое простое объяснение – это то, что 1200 рабочих трудились над строительством этого храма в течение 12 лет в отрыве от своих семей.
Чтобы как-то восполнить недостаток наслаждений они сублимировали свои страсти через творчество.
Но вряд ли простые рабочие определили дизайн храма. Поэтому есть и более серьезные причины.
Одна из них состоит в том, что когда человек встает на духовный путь, он сознательно выбирает высшую реальность и приносит в жертву свои низменные побуждения. Плотские страсти являются низшей ипостасью самого феномена любви. В процессе духовной практики (просто веры мало!) происходит трансформация мирского вожделения в духовную любовь.Когда человек приходит в храм с духовной целью и видит на стенах храма такие сцены из Кама-сутры, он вынужден пройти через испытание своей системы ценностей и сознательно выбрать высшую реальность, не задерживая своего взгляда на этих вещах.Если ум человека по-прежнему цепляется за эти сцены наслаждения, это является сигналом, что еще есть над чем работать и есть от чего очищаться.Если человек искренен в своих духовных устремлениях, это заставит его еще с большим энтузиазмом служить Богу и молиться о Его милости.
Если человек был недостаточно внутренне силен, эти образы стимулировали его страсти, и он молился в храме о материальных вещах, что тоже приемлемо, т.к. это является хотя бы начальным уровнем религии. Это подводит нас к пониманию еще одной скрытой причины такого необычного для храма дизайна. Дело в том, что в XII веке в Индии еще был силен буддизм, который, кроме своей прогрессивной роли, на определенном этапе стал играть также и негативную роль. Сам по себе буддизм не является ведической традицией, и у него была своя историческая задача. Будда пришел, когда многие ведические жрецы-священники уже потеряли свою квалификацию совершать ритуалы, иногда связанные с убийством животных. Изначально эти ритуалы ставили своей целью при помощи правильного произнесения мантр дать новое тело душе старого или больного животного. Жертвенные арены были своего рода экспериментальными лабораториями, где технологи-жрецы отрабатывали свое мастерство.
Но с потерей квалификации священников эти ритуалы превратились в бессмысленное насилие. Поэтому Будда отверг авторитет ритуальных разделов Вед как нефункциональных в нашу эпоху. Он ввел главный этический принцип буддизма – ненасилие. Также Будда проповедовал отречение от этого мира, и потому изрядная часть населения пыталась практиковать путь монашества. Это стало приводить к разрушению семейных традиций и уменьшению населения. Чтобы исправить демографическую ситуацию и побудить народ размножаться, царь Конарка пошел на эту уловку (эротический дизайн стен храма). Надо признать, что это сработало. Философия Будды, объявлявшая этот мир иллюзией, а взамен предлагавшая безличную пустоту – нирвану – не смогла пустить глубоких корней в Индии. Она была в принципе чужда жизнерадостным индусам, склонным иметь большие семьи. С течением времени буддизм полностью утратил свои позиции и сейчас найти в Индии буддистский храм крайне трудно.
Почему же храм солнца в Конарке не стал одним из чудес света? А потому, что в конце XV-го века португальский мореплаватель Васко да Гама, проходя вдоль восточного побережья Индии напротив Конарка, заметил, что все его навигационные приборы стали странно себя вести (из-за мощных магнитов в храме). Решив разобраться, он высадился на этом месте, зашел в храм, увидел висящее в воздухе божество и сделал свои «цивилизованные» выводы. В результате магнит сверху сняли (куда он делся, знает только Васко да Гама), а божество упало и разбилось. Поскольку стягивающая сила магнита исчезла, храм, скрепленный железными штырями, постепенно начал разваливаться. Так кто же варвар, европеец Васко да Гама или «язычник индус», который знает, что является главным стабилизирующим центром реальности?
В 1903 году власти Конарка вынуждены были замуровать вход во внутреннее помещение храма, опасаясь обрушения стен. Сейчас можно ходить только вокруг этого строения.
Перед входом в храмовый комплекс с двух сторон от главных ворот стоят любопытные скульптуры, на которых лежит человек, задавленный слоном, а слона задирает огромный лев. Смысл этого сюжета таков: слон – это символ богатства (в Индии ездить на слонах могли только богатые люди), а лев – это символ власти. Когда человек наживает богатство, его начинает тянуть во власть. В конце концов богатство и власть убивают в человеке все самое лучшее, если он не знает, кто и зачем наделяет его богатством и властью. Когда надменный гордец бросает вызов Богу и, убрав Его из центра жизни, сам пытается занять главное место, мир вокруг него начинает разрушаться, как храм в Конарке, в котором был изъят главный элемент, поддерживающий гармонию.