Духовные точки планеты (II)
На восточном побережье Индии, на берегу Бенгальского залива, находится небольшой курортный городок – Пури. В переводе с санскрита (языка древней Индии) Пури означает просто «город». Именно от этого корня происходит европейское слово «бург» как составная часть названий некоторых городов (Петербург и т.д.).
Для туристов Пури – это индийские Гаваи со смешными для западного человека ценами. Приличная гостиница в ста метрах от моря стоит до 1000 рупий в день (около 20 долларов), а за 100 долларов предлагают целый коттедж с бассейном во дворе и полным питанием. Многокилометровый песчаный пляж – не только место отдыха и купания, но и активной торговли. С восхода солнца на пляже уже полно гуляющего народа и рыбаки сами продают по символическим ценам ожерелья из жемчуга, коралла и другие сувениры. Прямо на пляже вам предложат сделать аюрведический массаж, после которого чувствуешь себя заново родившимся.
Для паломников Пури – это в первую очередь величественный храм на центральной площади города, которому уже почти 2000 лет. Этот храм является самым высоким сооружением в городе (около 70 м) и виден почти отовсюду. Вокруг него строится весь быт жителей Пури. Божество, которое установлено в храме, называется Джаганнатха – повелитель вселенной. Поэтому еще этот город называют Джаганнатха Пури.
Для непосвященного человека образ Джаганнатхи может показаться очень странным. Это действительно очень необычная форма Бога, которая показывает нам Его независимость от наших ограниченных стереотипов мышления. Первая особенность в том, что на алтаре находятся три формы: черная, белая и желтая. Черная форма – это сам Джаганнатх (Кришна) – повелитель вселенной. Белая форма – это Его брат Баларама, а желтая форма между ними – их сестра Субхадра. Согласно Ведам, Бог наслаждается всей полнотой бытия и отношений. Если бы у Него чего-то не было (например, брата или сестры), Он не был бы Абсолютом. Его брат Баларама является источником всех остальных воплощений (аватар) и творцом вселенной. Сестра Субхадра символизирует Его разнообразные энергии, которые служат Богу. Несмотря на черный цвет, Джаганнатха является источником света. Этот логический парадокс не может понять человек, чье мышление поражено двойственностью этого мира (добро-зло, черное-белое и т.д.). Бог выше мирской двойственности и двойственных оценок. В Бхагавад-гите Кришна (он же Джаганнатха – повелитель вселенной) говорит: «Я есть источник света во всех светящихся объектах». Веды проясняют это кажущееся противоречие, объясняя, что цвет Кришны подобен темному грозовому облаку, через которое пробиваются солнечные лучи.
Другая особенность этого Божества – необычная полуабстрактная форма, своеобразный скульптурный шарж, отражающий радостное и игривое настроение Бога. Это говорит о том, что с чувством юмора у Бога все в порядке. Веды описывают, как части этого образа связаны с разными аспектами вселенной. Например, большие глаза Джаганнатхи символизируют солнце и луну, особый знак в межбровье означает юпитер (символ вселенской мудрости) и т.д. По определению Бог безграничен и имеет множество форм. Попытка ограничить Бога мирской логикой и стереотипами не поможет нам понять Его.
На площади перед главными воротами храма стоит высокая колонна, на вершине которой находится скульптура колесничего бога солнца. Именно на этой же высоте внутри храма на алтаре стоит эта ведическая троица. Идея состоит в том, что для того чтобы увидеть Бога, необходимо подняться над земными ценностями, достичь просветления (символом которого является солнце), и только тогда мы сможем воистину понять и оценить образ Бога. Естественно, что просветление достигается постепенно, и эта концепция отражена во внутреннем устройстве храма. После прохождения главных ворот во дворе храма начинается лестница, ведущая в храмовый зал.
Эта лестница состоит из 22 ступеней. Первые 5 ступеней символизируют наши 5 воспринимающих чувств (слух, осязание, зрение, вкус, обоняние). Вторые 5 ступеней – это пять действующих органов чувств (руки, ноги, анус, гениталии, язык как инструмент речи). Следующие 5 ступеней – это 5 потоков праны (внутренней энергии), благодаря которым наши чувства взаимодействуют с миром. Еще 5 ступеней означают пять первоэлементов и объектов чувств, которые они порождают. Пространство рождает звуки; воздух порождает тактильное ощущение; огонь в форме света дает нам способность видеть; вода дает почувствовать вкус, а земля в форме частичек пыли дает основу для обоняния. Последние две ступени означают наш материальный скептический разум и эго, которые тоже являются препятствиями для восприятия Бога. Таким образом, эти 22 ступени символизируют постепенное возвышение сознания души над всеми материальными элементами и чувствами до уровня осознания Бога, который стоит за границами материи, но для нашего блага проявляется через материальную энергию, как невидимое электричество проявляется через медную проволоку.
Храмовый комплекс имеет квадратную форму и обнесен высокой каменной стеной по типу нашего Кремля. Храм ориентирован строго по сторонам света, и на каждой стене есть ворота. Восточные ворота предназначены для обычных людей. Через западные ворота в храм входят тантрики (мистики) и мудрецы. Южные ворота предназначены для царя, а северные – для полубогов, которые тоже захаживают на поклон к повелителю вселенной.
Как правило, признаком появления полубогов является какой-то необычный аромат в воздухе, и становится слышным ангельское пение из невидимого источника. Кроме богослужений, в храмовом комплексе идет крупномасштабный процесс приготовления и освящения пищи. Четыре раза в день Джаганнатхе предлагают в общей сложности 56 блюд. В этом процессе заняты 400 брахманов (священников). На территории храма находится самая большая в мире кухня – 700 печей. Чистая вегетарианская пища готовится в глиняных горшках, потом она освящается на алтаре и после этого поступает в продажу. Тысячи паломников, приезжающих в Пури, каждый день имеют шанс отведать одухотворенной пищи из храма.
Благодаря недавним экспериментам и открытиям японского ученого Масару Эмото, весь мир понемногу начинает прозревать в связи с темой освященной воды. Он делал электронную съемку кристаллов воды, над которой произносились молитвы или мантры и показывал, насколько эта структурированная вода отличается от обычной. А поскольку наша пища готовится с применением воды или на изрядный процент состоит из воды, то структура и аура освященной пищи тоже меняется в лучшую сторону. Полезность такой пищи для здоровья и просветления очевидна.
Пури также считается родиной праздника колесниц. Во время этого фестиваля один раз в году Господь Джаганнатха вместе с Баларамой и Субхадрой на трех огромных колесницах совершает поездку по центральной улице Пури. Участники процессии тянут 60-тонные колесницы за длинные и крепкие канаты. Божества направляются из основного храма в маленький храм, в котором Они проводят неделю и потом возвращаются обратно. Этот маленький пустой храм символизирует наши опустевшие сердца, в которые мы приглашаем Бога. Перед тем как привезти туда Божества, в этом храме делается генеральная уборка, символизирующая очищение сердца.
Во время этого шествия колесницы движутся в определенной последовательности. Сначала едет колесница Баларамы, который играет роль духовного учителя. Он является нашим проводником в духовный мир. Вслед за Ним движется колесница Субхадры – эта духовная энергия, которая нисходит на нас через духовную практику, данную учителем. Последним идет Сам Джаганнатха (Кришна), который проявляется на алтаре сердца, полностью очищенного духовной энергией.
До начала процессии сам царь штата Орисса (где находится Пури) подметает улицу перед колесницей Джаганнатхи. Идея этого ритуала состоит в том, что даже если человек стал царем, он не перестает быть слугой Бога. У нас в стране эту необычную форму Бога можно видеть раз в год во время ежегодного фестиваля колесниц, который проводится почти во всех крупных городах мира, где есть ведические храмы. Во Владивостоке этот праздник проводится ежегодно, начиная с 1991.