Духовность и экология (II)
«О мой Господь, все эти города и деревни процветают, потому что злаки и травы растут в изобилии, деревья усыпаны плодами, реки полноводны, горы изобилуют минералами, а океан полон драгоценных камней. И все это благодарятому, что их коснулся Твой взгляд».
Ш р и м а д Б х а г а в а т а м (1.8.40)
До недавнего времени люди были убеждены в том, что НТР откроет нам врата в рай, но, как стало ясно из прошлой статьи, планета медленно, но верно превращается в ад. В этот раз я опишу принципиальные пути выхода из экологического кризиса.
Итак, очевидно, что не сама наука и техника привели планету в ужасное состояние, а дух материализма и отсутствие понимания законов высшего порядка. Поэтому наивно думать, что просто какими-то поверхностными мерами можно решить эту проблему. А ведь именно так думает большинство. Как же искренние, но лишенные духовного знания люди пытаются решить проблемы экологии?
Спонсируют экологические мероприятия.
Но несмотря на все эти благие начинания, кризис продолжает углубляться, потому что корень проблемы остается нетронутым, ведь сам потребительский дух загоняет нас в кризис. Итак, мы предстаем перед очевидной дилеммой: с одной стороны, мы хотим иметь чистую и здоровую окружающую среду, а с другой стороны, большинство людей стремится к стилю жизни, который неизбежно приводит к экологическому кризису. Мы натыкаемся на убеждение, что сила нации измеряется ее индустриальной мощью, а счастье отождествляется со способностью приобретать и потреблять все больше материальных благ. Как же найти золотую середину? Как найти средства удовлетворения нужд человека, не разрушая при этом саму среду нашего обитания?
О т в е т: решение лежит не в материальной плоскости. Оно связано с системой ценностей. Очевидно, что если дух потребления не остановить, кризис будет углубляться. Но как убедить людей в том, что снижение потребления не отразится на качестве жизни? Без смены акцента на духовную жизнь этого не произойдет. Причем речь идет не о повальном уходе в монастырь, а просто о выравнивании баланса между материальным и духовным. По мнению ученых «Международного Института Бхактиведанты», для восстановления нарушенного равновесия необходимо сделать ч е т ы р е к а р д и н а л ь н ы х ш а г а:
1. Новая диета или переход на вегетарианство. Об аспекте здоровья я уже писал в №2-3 за 2003 г . и здесь коротко скажу лишь об экономических и экологических преимуществах вегетарианства:
80% кукурузы и 95% овса в США идет на корм убойному скоту. За счет этого можно было бы дополнительно кормить 1,3 млрд. человек;
Итак, мясное питание невыгодно с точки зрения сельскохозяйственной экономии; дает огромное количество вредных отходов и неэффективно с точки зрения питательности. Поэтому существенного вреда природе можно было бы избежать, если бы люди стали вегетарианцами.
2. Реформа образования. Безбожная современная наука изображает человека как бездушного биологического робота. Отсюда вытекают чисто материалистические представления о наших потребностях. Это стимулирует эксплуатацию природных ресурсов ради интересов тела, что неизбежно приводит к кризису. Отсутствие понятия о «неощутимых» душе и Боге оборачивается вполне ощутимыми последствиями. Вот что сказал об этом Питирим Сорокин – бывший декан факультета социологии в Гарвардском Университете: «Цивилизацию, зародившуюся в Европе в средние века, можно назвать «чувственной». Она основана на принципе, гласящем, что за пределами реальности и ценностей, которые мы ощущаем чувствами, нет другой реальности и высших ценностей. Этика такой цивилизации толкает человека к удовлетворению чувств и сугубо материальной практичности. Неизбежными последствиями такой системы ценностей будет насилие над другими и над самой природой». Очевидно, что мировоззрение – не такая безобидная вещь. Поэтому его необходимо обогатить пониманием духовной стороны реальности. Вот слова нобелевского лауреата по физике Нильса Бора: «Мы все знаем о существовании сознания, т. к. все мы им обладаем. Сознание – это часть реальности. Поэтому кроме законов физики и химии есть еще и законы другого рода, по которым развивается сознание». Закон кармы, изложенный в Ведах и объясняющий взаимоотношения Бога (Сверхсознания), души (сознания) и физического мира, как раз является таким законом. Профессор философии Массачусетского Технологического Института в Бостоне Хьюстон Смит сказал о законе кармы: «Современная наука придает большое значение причинно-следственным отношениям в физическом мире. Каждое физическое явление имеет свои причины, и каждая причина неизбежно ведет к своим последствиям. Веды смотрят шире на эти причинно-следственные связи во вселенной, т. к. включают туда также моральную и духовную жизнь человека».
Понимание своей вечной духовной природы и богоцентрическая модель мира делают человека более ответственным и широкомыслящим. Некоторые ученые уже понимают, что человек – это нечто большее, чем просто тело. Д ж о н Э к к л з – нейробиолог и нобелевский лауреат говорит об отличии души от тела так: «Главная проблема состоит в понимании происхождения самосознающего «я», которое вступает во взаимодействие с мозгом. В этом – загадка личностного существования. Уникальность каждого из нас можно объяснить только в связи со сверхъестественным источником». Веды сполна ликвидируют пробелы в этой области знания, давая подробную информацию о природе души и Бога. Если бы это знание было неотъемлемой частью нашего образования и культуры, люди были бы больше ориентированы на самоосознание. И тогда акцент на эксплуатации материальной природы, который сейчас лежит в основе индустриальной цивилизации и ведет к экологической катастрофе, был бы значительно меньше.
3. Переход на духовные источники счастья. Пока люди не снизят уровень материального потребления, экологические и экономические проблемы будут углубляться. Но это возможно лишь тогда, когда люди научатся получать удовлетворение из нематериальных источников. Веды предлагают нам богатейшую культуру, которая связывает нас с Богом во всех аспектах жизни. Сама тяга к наслаждению исходит из души, но сейчас, порвав свои отношения с Богом, мы забыли о том, как душа может наслаждаться духовным способом, и ищем счастье в материальной сфере. Естественно, что вечная душа не может быть счастлива преходящими материальными объектами. Ведическая культура возвращает нас на путь духовного счастья. Духовная музыка и пение, танцы, литература, разнообразные формы служения Богу, богатая храмовая и ритуальная культура – все это дает глубокое удовлетворение чувствам без необходимости интенсивно эксплуатировать природу.
Кроме счастья, которое эта культура приносит душе, она также очищает наше тонкое тело, где хранятся семена кармы прошлого. Мы создаем карму, забыв о Боге и используя Его энергию для себя. Когда мы продолжаем действовать в таком режиме долгое время, это уподобляет нас ворам-рецидивистам, которые уже не могут не воровать. Энергия негативной кармы проявляется в виде инерции мышления, когда мы, даже понимая, что жизнь надо кардинально менять, продолжаем действовать по-старому. Сила кармы удерживает людей в рамках разрушительных установок сознания, которые приводят к экологическому кризису. Под давлением своих прошлых привычек люди инстинктивно стремятся к излишнему потреблению и внешнему наслаждению чувств, стимулируя чрезмерный экономический рост, который неизбежно разрушает среду (т. к. экономика не аграрная, а индустриальная). Однако разрушительную энергию кармы можно преодолеть силой духовной энергии. Духовная энергия поступает к нам от Бога, когда мы контактируем с Ним через процесс служения Ему.
Эта духовная энергия очищает сознание души, освобождает тонкое тело от кармы и даже гармонизирует процессы в физическом теле. Для нынешней эпохи Веды предписывают процесс мантра-йоги как самый эффективный способ очищения. При пении мантр духовная энергия уничтожает карму так же, как свет рассеивает тьму. Более подробно о практике мантра-йоги я писал в №5 за 2003 г .
4. Новый уклад жизни. В средневековой Европе сельское хозяйство не работало на рынок так интенсивно и было построено на принципе местной самодостаточности. В химических удобрениях не было нужды. По мере развития науки, роста городов и появления промышленности, этот тип сельского хозяйства почти исчез. В 16-18 веках стала зарождаться рыночная экономика. Применение индустриальных методов в сельском хозяйстве начало процесс, который даже сегодня разрушает традиционную деревенскую экономику и окружающую среду.
И т а к, урбанистически-индустриальный образ жизни является серьезной причиной экологического кризиса. Поэтому многие ученые и экологи рекомендуют возвращение к традиционному сельскому укладу и даже пророчат неизбежность постиндустриального периода для человечества. Экономист Р о б е р т Х е й л б р о н е р говорит: «Я убежден в том, что в перспективе придется постепенно отбросить всю разрушительную технологию и опасный менталитет самой индустриальной цивилизации. Практически это будет означать конец гигантских предприятий и всего урбанистического комплекса».
Это полностью согласуется с ведической концепцией цивилизации. Правильное использование коров и быков освободит людей от зависимости от топлива и машин. Бык – это природный трактор, данный нам Богом. Повозка для быка может быть сделана из местных материалов, а его пища растет здесь же. Но трактор требует целой индустрии (шахты для добычи руды, заводы, нефтяные скважины,очистные сооружения и т. д.). Именно вся эта промышленная инфраструктура порождает большинство экологических проблем. Трактор поглощает миллионы литров горючего, выбрасывая в атмосферу миллионы литров выхлопных газов. Расчеты показывают, что для малых ферм быки более экономичны и эффективны, чем тракторы. Бык и корова живут в полном согласии с природой, удобряя землю. А после естественной смерти их шкуры могут стать основой кожаных вещей.
Очевидно, что сейчас немногих привлечет такой образ жизни. Поэтому «Лучшее, на что можно надеяться, – говорит А л а н Д ю р н и н г из «Института наблюдения за планетой» (World Watch Institute), – это на постепенное расширение круга людей, добровольно практикующих простой образ жизни».
Кому-то эти шаги покажутся слишком радикальными, но дело в том, что причина кризиса кроется в глубине наших сердец и потому косметическими мерами не обойтись. Мало ставить дополнительные фильтры на очистные сооружения. Эти фильтры надо поставить на свои чувства и желания. Если мы не сделаем этого сами, сила обстоятельств рано или поздно вынудит нас к этому.