Духовное социальное устройство
«Занимаясь деятельностью,соответствующей его природе, и при этом поклоняясь всепроникающему Господу, каждый человек может достичь совершенства».
(Б х а г а в а д – Г и т а, 18.45)
Предыдущая статья о духовном городе Майапур показала практическое воплощение Вед на современном примере. В этот раз я расскажу о Ведическом социальном устройстве Майапура как уникальной модели коллективного духовного прогресса.
Возможно, кто-то читал популярную в 70-е годы повесть-притчу Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»? Напомню, что разочарованный мирской суетой главный герой вынужден покинуть стаю ради своего духовного поиска. Стая – это образ современного светского общества, поглощенного борьбой за выживание и безразличного, а порой и враждебного к духовным нуждам индивида. Идея притчи ясна: какой духовный рост возможен посреди повседневной борьбы за свой кусок? Но уникальность социальной модели Вед как раз в том, что во главу угла ставится коллективный духовный прогресс, который сейчас является уделом одиночек, покинувших стаю.
Почему люди вообще объединяются в общество? Потому что у них есть общие интересы и общие цели. Чем больше у людей общего, тем стабильнее общество. Как только в интересах и целях появляется сепаратизм, сразу же возникает раскол и в обществе. Если у людей общими являются только материальные интересы, тогда проблемы неизбежны, т.к. материя находится в постоянном изменении. Скрепляет материю духовная энергия. Пока душа в теле, тело сохраняет свою целостность. Как только душа уходит – тело разлагается. Общество – это тоже тело, где разные классы – разные части тела. Но как тело не живет без души, так и общество разлагается, когда духовная культура уходит. Нынешнее состояние общества – тому подтверждение.
Веды утверждают, что прототип идеального общества – это общество Духовного мира, где чистые души с бескорыстной любовью и в полном знании вечно служат Верховному Господу. Бог, будучи источником всего, является естественным центром этого вечного царства любви. Эта же богоцентрическая модель общества была перенесена из высшей реальности в материальный мир и являлась изначальной формой социального устройства в Ведическую эпоху. Это было время, когда люди принимали Веды как авторитетный источник знания обо всех сферах жизни. Конечно, тем, кто выросли на «историческом материализме» и уверены в том, что мы прошли путь от обезьяны до современного человека, трудно принять мысль о том, что раньше существовало высокоразвитое духовное общество. О ведическом понимании истории и эволюции человека я уже писал в №№ 6-10 за 2003 г ., и эти статьи можно посмотреть на сайте журнала в архиве.
Итак, Бог как источник всех душ является наиболее общей и естественной скрепляющей силой для всех существ. Поэтому Его присутствие в центре всех отношений делает общество максимально стабильным. Когда К. Маркс изучал историю развития различных социумов, он удивлялся, почему в Индии никогда не было классовой борьбы. Наблюдая религию только на примере западных образцов, он не догадывался о том, что религия – это не просто вера, которая обещает человеку благо после смерти, а еще и прикладная духовная технология, приносящая плоды прямо сейчас. Ему было невдомек, что истинная религия – это не реакционная сила, сдерживающая прогресс человека, а как раз источник прогресса. Одухотворенный человек не воспринимает мир как поле для своего завоевания. Он смотрит на материальный мир как на школу очищения своего бытия. Поэтому в своих проблемах он винит не кого-то, а самого себя. Таким образом, у него не возникает идеи классовой борьбы.
Устройство ведического общества вытекало из цели человеческой жизни. Если человек – это соединение материи и духа, значит, у жизни есть две цели: реализовать свои материальные планы, не нарушая законов Бога, и вернуться в Духовный мир. Эти две цели достигались одним процессом – жертвоприношением, или ритуалом. В «Бхагавад-Гите» (3.9) сказано: «Совершая свою деятельность в духе жертовоприношения Всевышнему, человек обретает счастливую жизнь на земле и достигает духовного освобождения». Чтобы понять, что это значит, нужно расстаться с ветхозаветными представлениями о жертвоприношении как о заклании агнца. Эти кровавые жертвы были уже печальным концом ритуальной культуры на далеких окраинах пост-ведической цивилизации. Жертвоприношение, или ритуал, – это посвящение своей деятельности Богу. В этом процессе деятельность человека одухотворяется подобно тому, как металлический прут, помещенный в огонь, сам приобретает качества огня. Латинское слово «ритуал» происходит от санскритского корня «рита» (истина). То есть ритуал – это процесс, через который открывается истина.
Итак, вернемся к сравнению социального организма с человеческим телом. Веды говорят о том, что по профессиональной принадлежности все люди делятся на 4 основных класса:
Брахманы – интеллектуалы и духовенство.
Кшатрии – военные и управленцы.
Вайшйи – бизнесмены и фермеры.
Шудры – рабочий класс и сфера обслуживания.
Интеллектуалов можно сравнить с головой социального организма. Они дают духовное направление в жизни. Военный и административный класс, который организует и защищает народ, можно сравнить с руками. Класс бизнесменов и фермеров, который удовлетворяет экономические нужды людей, подобен желудку. Рабочий класс, который поддерживает всю структуру, можно сравнить с ногами. В духовно здоровом обшестве все классы взаимодействуют в совершенной гармонии как части одного тела, ради достижения общих материальных и духовных целей.
Тот факт, что любое общество содержит эти четыре социальные группы, говорит о том, что они являются проявлением закона природы, установленного высшим создателем. В «Бхагавад-Гите» (4.13) Кришна говорит: «В соответствии с тремя гунами (качествами) материальной природы и связанной с ними деятельностью Я разделил человеческое общество на четыре сословия…».
В идеале общество должно быть способным обеспечить людей всем необходимым для нормальной жизни без экономических кризисов и социальных конфликтов. Однако это возможно только тогда, когда акцент сделан на высшей цели жизни – самоосознании, которое проявляется в осознании себя как вечного слуги Бога. Понимание своей духовной природы естественно умеряет излишние материальные запросы. Без такого понимания люди становятся эгоистами, страдают от разрушительной жадности и в результате этого четыре класса, вместо того чтобы сотрудничать, начинают конфликтовать.
Недостаток духовного знания – причина всех проблем двух главных общественно-экономических формаций – капитализма и коммунизма. Поскольку капитализм способствует росту потребительского сознания, стимулируя неограниченные материальные желания, то между группами и индивидуумами идет постоянное соревнование за богатство, власть и престиж. Это создает атмосферу недоверия, недовольства, неравенства, зависти и страха, что периодически выливается в забастовки, протесты и бунты. Эта система зачастую вынуждает людей ради денег выполнять работу, противоречащую их природным склонностям, и многие вообще лишаются работы.
Коммунизм пытается заставить всех объединиться в бездуховном служении государству, но это приходится безжалостно навязывать мощным полицейским аппаратом. Почти полный крах коммунизма показал неестественность и нежизнеспособность этих идей. Также несостоятельной оказалась попытка коммунистов уничтожить классы бизнесменов и духовенства. Это было подобно попытке жить без головы (духовенство) и без живота (бизнесмены). Неудивительно, что такое общество недолго «протянуло». После крушения коммунизма эти классы почти мгновенно вновь заняли свои места в обществе.
Ведическая модель общества называется несколько сложным, но очень емким термином – ВАРНА-АШРАМА-ДХАРМА (ВАД). Варна означает класс или сословие, к которому людей относили не на основе рождения, а на основе реальных качеств и склонностей человека. Ашрама – это социальный уклад жизни, связанный с возрастом человека. И Дхарма – это предписанные обязанности. Таким образом, ВАД означает общество, в котором люди исполняют свои обязанности согласно своим склонностям (варна) и социальному укладу (ашрам).
Как же понять, кто к какому классу принадлежит? В «Бхагавад-Гите» Кришна перечисляет качества и склонности, по которым можно определить классовую принадлежность.
Вот качества брахманов: спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность. Это образ ведического интеллигента, учителя, священника, юриста, врача, астролога и т.д.
Качества кшатрийа – героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение руководить. Таким должен быть управленец – от царя до деревенского старосты.
Вайшйи – это те, кто проявляют склонности к земледелию, защите коров, торговле и банковскому делу.
Склонности шудр – физический труд и служение высшим классам.
После этих слов может возникнуть вопрос о классовом неравенстве и эксплуатации, но в ведическом обществе этих проблем не было. Почему? Потому что высшие классы заботились о низших, а не угнетали их. Для головы вполне естественно заботиться о ногах, ведь это ноги того же тела, на котором держится голова. Если у ног будут проблемы, голове тоже несладко придется. Забота о людях в первую очередь проявлялась через духовную систему образования, которая давала истинное видение жизни и прививала духовные ценности. Это забота о самой душе, которая делает временное тело живым. При необходимости люди получали и материальную помощь.
Даже самые непросвещенные члены ведического общества постепенно духовно прогрессировали просто потому, что они были вписаны в одухотворенную систему. Даже если человек сам не знает маршрута, но сел в нужный автобус и заплатил за проезд, он достигнет желанной цели.
Ведическое общество было монархией с четко выраженной вертикальной иерархией, но без всякого признака эксплуатации. Латинское слово «иерархия» означает «священный порядок». Это значит, что, несмотря на свое духовное равенство перед Богом, в материальном плане всегда остается некое неравенство, потому что у всех людей от рождения разная гуна-карма (психо-физическая природа). Неформальными лидерами общества были самые чистые и возвышенные личности – брахманы, которым был чужд сам дух эксплуатации. Несмотря на свое высокое социальное положение, брахманы всегда были образцами смирения, простоты и аскетизма. Поскольку люди видели их бескорыстие и чистоту, брахманы пользовались естественным авторитетом народа.
Цари осуществляли исполнительную власть, но если они отклонялись от закона Божьего, Совет брахманов мог указать на это. Цари не смели перечить брахманам, зная их духовное и мистическое могущество. В крайних случаях даже были прецеденты, когда брахманы своим коллективным проклятием убивали неисправимых тиранов. Представители царя собирали налоги только с вайшйев – торговцев и производителей. Это был единственный класс в обществе, который занимался экономической деятельностью. Налог не превышал 25%, и поэтому его легче было платить, чем уклоняться. Инфляции и финансовых кризисов не существовало, потому что деньги были не бумажные, а настоящие – серебро и золото.
Шудры, не имея такого разума, как брахманы, не обладая могуществом кшатриев и не имея практической смекалки, чтобы организовать свое дело, как вайшйи, просто работали по найму.
Несмотря на кажущееся неравенство, вопрос о правах никогда не вставал, потому что акцент был сделан на исполнении обязанностей. Когда все добросовестно выполняют свои обязанности (ведь это служение Богу, который все видит!), самим этим осуществляется гарантия прав. Как? Дело в том, что права одного – это обязанности другого. Если кто-то чувствует, что ущемляются его права, значит, кто-то другой пренебрег своими обязанностями.
Ведическое общество не было светским, которое оставляет законы Бога, то есть законы высшего порядка, на совесть граждан (хотите – верьте, хотите – нет). Это так же нелепо, как предоставить на веру физические законы гравитации или сохранения энергии, ведь существуют технологии, основанные на этих законах, и они подтверждают сами законы. Точно так же брахманы через духовные технологии – ритуалы – практически демонстрировали существование высшей реальности. Благодаря связующей нити ритуала, на землю нисходили благословения Бога, которые невидимой, но реальной духовной энергией питали все сферы жизни. Профессор и выдающийся математик из Университета Колорадо Джагадиш Шривастава сказал по этому поводу: «Духовная реальность – это невидимый фон нашего бытия. Физический мир существует внутри духовной реальности». То, к чему сейчас ученые только подходят на уровне теории, уже работало практически. Брахманы следили за исполнением законов высшего порядка, и именно благодаря этому ведическое общество не было подвержено кризисам.