Другой мир
Проведя 45 дней в паломничестве по Святым местам Индии, я решил поделиться некоторыми впечатлениями, которые несут в себе не столько туристическую, сколько духовную значимость. При всем скепсисе и высокомерии жителей стран так называемого «первого мира» в поисках Абсолютной Истины и смысла жизни они, не сговариваясь, отправляются в Индию – страну «третьего мира» (с экономической точки зрения).
Почему же именно Индия является таким концентратом духовной культуры и так притягивает искателей Истины? Ответ прост: эта земля отмечена наиболее частыми визитами Всевышнего в таких формах, как Рама, Кришна, Будда, Чайтанйа и т.д. Бог появляется в этом месте чаще, чем в других странах, поскольку там люди больше всего любят Его. Если мы едем в какой-то город, то, вероятно, остановимся у родственников или друзей. По этой же логике Он выбирает место, где Его больше всего любят и ждут. Нисхождение Бога на конкретную землю создает там невероятно сильное поле духовной энергии, в котором душа переживает особые состояния, почти недоступные в других местах. Естественно, в крупных городах эта атмосфера скрыта пороками современной «цивилизации».
Индия – это чрезвычайно экзотическая и контрастная страна, где глубочайшая мудрость Вед соседствует с воинствующим невежеством бенгальской компартии, а возвышенное счастье и умиротворенность одних просвечивает через вопиющую нищету и страдания других.
Каждая страна ассоциируется у нас с определенными образами и менталитетом. Например, Америка – это родина небоскребов, Мерилин Монро, Микки Мауса и рок-н-ролла. Россия ассоциируется с матрешками, золотыми куполами, калинкой-малинкой, пельменями и бородатыми купцами. Китай неизбежно связан с буддийскими монастырями, искусством кунг-фу, невероятной кухней и дешевыми товарами. При упоминании об Индии в уме появляются величественные вершины Гималаев, загадочные йоги, экзотические танцы и многочисленные храмы с образами многоруких богов.
Принципиальное внутреннее отличие Индии от других стран состоит в необычайно высокой потребности людей в духовной жизни. Если на Западе верующий человек посещает церковь максимум один раз в неделю по воскресеньям, то в Индии один день без посещения храма считается потерянным. И потому храмов в Индии больше, чем во всех остальных странах мира вместе взятых.
В одном Вриндаване (где я пишу эту статью) при населении в 20 тысяч человек насчитывается 5 тысяч храмов. Естественно, многие из них совсем маленькие и представляют собой лишь алтарь, установленный в подобии каменной беседки. Другие храмы очень величественные – они имеют по три купола (под каждым находится отдельный алтарь) и большой зал для молитвы и богослужения.
Перед большими храмами продаются свежие цветочные гирлянды, которые можно в храме предложить Божествам и получить Их благословение. Большая гирлянда из роз стоит 20 рупий (13 рублей!). В залах перед алтарем, как правило, постоянно поют древние мантры и молитвы, прославляющие Бога. В стенах этих храмов совершенно забываешь о существовании нашего безумного мира и о бешеной гонке за эфемерными ценностями. Атмосфера в храмах не давящая и печальная, как на Западе, а радостная и светлая. Причина этого кроется в том, что Ведическая культура делает акценты на позитивном духовном опыте, который приходит через преданное служение Верховной личности Бога. Подчеркивается не наша греховность, а Его милость и красота.
Главное различие этих двух миров – принятие Абсолютной Истины в Индии и отрицание Абсолюта на Западе. Вместо Абсолютной истины на Западе в качестве высшего принципа провозглашается относительность всего сущего. Эти философские отличия имеют вполне материальное выражение. Принятие Абсолютной Истины как высшей ценности жизни создает в обществе прочную вертикальную структуру, состоящую из иерархии ценностей и авторитетов, бережно хранящих эти ценности. Такое общество естественно принимает то, что Абсолютная Истина, или Бог, имеет своих представителей в этом мире. Эта духовная иерархия, четко укоренившаяся в богоцентрическом обществе, несколько ограничивает внешние свободы человека, создавая атмосферу нетерпимости к определенным моральным отклонениям. Однако эти внешние ограничения помогают достичь внутренней духовной цели, подобно тому, как берега по видимости ограничивают реку, но благодаря берегам создается необходимое внутреннее давление, которое позволяет реке достичь океана.
На Западе, где господствует принцип относительности, внешние ограничения воспринимаются очень болезненно, как покушение на свободу индивидуума. Поэтому западный мир не любит таких понятий, как Абсолютная Истина, понимая, чем это грозит в сфере внешних свобод. Там предпочитают демократию, которая гарантирует широкие внешние свободы и размытые моральные границы, провозглашая относительность всего сущего. К сожалению, люди Запада в большинстве не знают о том, что эта внешняя вседозволенность оборачивается серьезными внутренними проблемами. Западный человек при внешнем благополучии внутренне очень закомплексован и имеет кучу психологических проблем, рожденных из неспособности правильно общаться с другими и непонимания своего реального положения.
Индусы же напротив очень просты, открыты и непосредственны. Профессия психиатра, столь актуальная для Запада, почти не имеет там применения. Понимание вечности души и преходящей природы материальных проблем дает людям реальный внутренний выход. Бог для них не абстракция, а конкретная личность. Высокая внутренняя духовность помогает людям легко переваривать психологические проблемы.
На Западе вульгарно истолкованная духовность порой еще больше усугубляет внутренние проблемы, навязывая комплекс вины за первородный грех, постоянное покаяние и страх перед «гиеной огненной». И потому даже верующие на Западе весьма печальны. Индия же поражает неизменной жизнерадостностью и оптимизмом людей. Даже в нелегких бытовых условиях у них практически нет внутренних проблем. Им незнакома тема одиночества и отчуждения, которая столь актуальна для людей Запада.
Хотя может показаться, что пестрая на вид индийская духовность полностью мифологична и нелепа, но это лишь поверхностный взгляд. Образы Ганеши со слоновьей головой или Дурги с десятью руками, восседающей на льве, бросают вызов нашему здравому смыслу, но при внимательном изучении все эти кажущиеся нелепости оказываются наполненными глубоким смыслом. Смеясь над четырехрукой формой Вишну, мы должны вспомнить о том, что нас нисколько не смущает наличие двуглавого орла на нашем собственном государственном гербе.
Особого упоминания требует индийский автотранспорт. Зачастую там передвигаются на таких реликтах, которых у нас и в музее не найдешь. Но там это никого не смущает. Для любителей экстрима и адреналина индийские дороги – это то, что нужно. Лихих индийских водителей уже пора занести в книгу рекордов Гиннеса за их способность создавать невероятное количество аварийных ситуаций в единицу времени. И хотя на индийских дорогах нет почти никаких правил, аварий там не больше, чем в других местах. Отсутствие правил компенсируется невероятной интуицией. У каждого водителя (от авто-рикши до грузовика) перед лобовым стеклом стоит маленький алтарь. Как шутят современные индусы, вера в бессмертие души является обязательным условием для езды по индийским дорогам. А нирвана достигается через лобовое столкновение.
Действительно, современная Индия во многом утратила свое духовное наследие и неуклюже пытается следовать неестественным для себя западным путем. Однако есть там и силы, которые тщательно хранят сокровища своего ведического прошлого. Ищущий человек без труда может найти драгоценные россыпи духовного знания и культуры, даже если внешне они покрыты пылью. Как гласит индийская пословица, живой слон стоит 100 тысяч рупий и мертвый слон стоит столько же (из-за слоновой кости). Подобно этому, ведическая культура, даже в едва живом виде, ценна и прекрасна, и мы можем многому научиться у нее.
В последующих статьях я расскажу более подробно о некоторых городах и священных местах Индии, в которых мне довелось побывать. Эта информация может оказаться полезной для любителей духовного туризма.