Человек дающий

В этой статье мы продолжим рассматривать принцип служения, который является основным принципом, лежащим в основе всех взаимоотношений.

“Всякая деятельность должна совершаться в духе жертвоприношения для Верховного Господа, иначе она станет причиной рабства человека в этом мире”
(Бхагавад-гита, 3.9)

В прошлой статье мы говорили о вечных и неизменных принципах в центре жизни, которые формируют наше отношение к окружающему миру во всем его многообразии. В отличие от всего остального, принципы не изменят и не изменятся, не подведут, не состарятся и не умрут. Эти принципы универсальны, т.к. исходят не от людей, а от Бога. Их объединяет духовность, акцент на вечном.
Сейчас мы продолжим рассматривать принцип служения, который является основным принципом, лежащим в основе всех взаимоотношений. Согласно Ведам, как только человек рождается, он приходит на все готовое и потому сразу же оказывается должником по пяти направлениям:
1. Долг родителям за заботу и воспитание;
2. Долг перед предками, основателями династии;
3. Долг перед полубогами – администраторами вселенной, которые поддерживают необходимые условия для жизни в космосе;
4. Долг перед учителями, дающими знание;
5. Долг перед другими живыми существами, тела которых человек употребляет в пищу.
В начале жизни человек только потребляет и долг его возрастает, но по мере наступления зрелости он учится отдавать. Эту способность отдавать Веды называют служением или жертвоприношением. В данной статье мы будем использовать это слово в его изначальном смысле – отдача. С кровавыми жертвами варваров это слово в данном случае ассоциироваться не должно.
clip_image001_0003
Пять вышеупомянутых видов долга, в высшем смысле, есть наш единственный долг перед Богом. Но когда душа отворачивается от Бога, Господь ставит между Собой и отошедшими душами сложный механизм материальной природы и общества. Здесь этот долг перед Богом и превращается для нас в многообразные общественные обязательства. Этот долг можно отдать, служа Богу прямо, а можно постепенно рассчитываться с перечисленными пятью категориями живых существ. В культуре общества это выглядит как уважение к родителям и помощь им, поклонение предкам, почтение к учителям, жертвы Божествам вселенной, благотворительность по отношению к другим живым существам. Если эти проявления культуры отсутствуют, человек все глубже погружается в долговую яму кармы и этим он весьма омрачает свое будущее.

Итак, служение или жертва неизбежны, но мы должны знать кому служить, чтобы это принесло максимальное благо всем. Обычно люди служат тому, частью чего себя считают. Если я осознаю себя частью семьи – служу семье. Если частью страны – служу стране. Если я осознаю себя частицей Бога – служу Богу. Но в любом случае мы кому-то служим. В этом процессе происходит взаимообмен энергией. Мы все потребляем, и мы все отдаем. Но зачастую не осознаем, откуда мы получаем энергию и куда ее правильно вложить. Большинство людей уверены в том, что вода берется из крана. Более глубокомысленные понимают, что она приходит из водохранилища. Настоящие философы видят процесс круговорота воды в природе. Химики скажут, что изначально сама вода – это соединение двух молекул водорода и одной молекулы кислорода. И лишь настоящие мудрецы понимают метафизическое происхождение воды и других форм энергии. В “Бхагавад-гите” (7.4-5) Кришна говорит: “Земля, вода, огонь, воздух, пространство, ум, разум, эго – эти восемь основных элементов есть Моя материальная энергия в этом мире. Помимо этого, есть еще высшая энергия – сознающие живые существа, которые пользуются этой низшей энергией (материей) для осуществления своих нужд”.
Итак, энергия, как духовная (сознающие существа – души), так и материальная изначально исходят из Бога. Он хотел бы, чтобы мы вернулись к Нему и для этого Он устроил материальный мир таким образом, чтобы мы на практическом опыте убедились в том, что живя ради Него (т.е. в духе жертвоприношения), мы полностью материально и духовно защищены. Если же мы используем Его энергию на свои эгоистические цели, без связи с Богом, мы просто запутываемся в своей собственной деятельности как проворовавшийся работник рано или поздно попадается. Часто приходится слышать, как люди говорят: “Я запутался в жизни” или “Я связан по рукам и ногам. Невозможно продохнуть”. Веды приводят пример шелковичного червя, который вырабатывает плотную нить из своего брюшка и опутывает ей сам себя, оказываясь полностью парализованным. В таком же положении в конце концов оказываются люди, которые не посвящают энергию жизни источнику энергии – Богу. Живя ради Бога, т.е. посвящая свою деятельность Ему, человек с каждым днем приближается к совершенной жизни, о которой каждый внутренне мечтает. Веды утверждают, что у каждого есть внутреннее стремление к чему-то возвышенному потому, что мы пришли сюда сверху – из совершенной духовной реальности. Именно поэтому мы пытаемся все усовершенствовать в этом мире.
Веды предлагают совершенствовать не мир, а свое сознание. Этот мир уже устроен как совершенная тюрьма. Хотя здесь не видно решеток, каждый понимает, что повязан довольно крепко законами природы, общества, узами собственной кармы. Неумолимое время заставляет нас стариться, болеть и проходить через опыт смерти, когда из камеры одного тела нас переводят в другую. Чем не тюрьма? Но, прогрессируя духовно, мы становимся достойными войти в высшее духовное общество – в непосредственное окружение Бога. Итак, способ вернуться наверх – научиться отдавать наверх. “Где богатство ваше – там и сердце ваше”. Психологический механизм жертвоприношения таков, что сначала человеку легче отдать “свое”, чем самого себя. Но постепенно он и себя отдает Богу, потому что все свое уже отдал Ему. В этом и есть совершенство жизни, потому что Он – наш ближайший родственник, друг и доброжелатель. “Те, кто знают, что Я – властитель всех планет и полубогов, благодетель и благожелатель всех живых существ, достигают умиротворения и освобождения от всех страданий” (Бхагавад-гита, 5.29). Поскольку люди естественно привязаны к тому, во что они вкладывают свои силы, им просто нужно дать в жизни духовную альтернативу.
Психологи говорят, что человек склонен двигаться в направлении своих мыслей. Бхагавад-гита (8.6) подтверждает это: “О каком бы состоянии бытия ни думал человек в момент смерти, этого состояния он и достигает в новом теле”. В момент смерти человек думает о том, к чему он больше всего был привязан в процессе жизни. А привязываемся мы к тому, во что вкладываем свои силы. Так, отдавая свою энергию Богу, мы привязываемся к Нему и в конце концов приходим к Нему. Такой стиль жизни в духе жертвоприношения в Ведах называется термином карма-йога, т.е. связь с Богом (йога) через карму (деятельность). Если йогу – связь с Богом – убрать, останется просто карма, которая свяжет нас последствиями (смотри эпиграф к статье). Деятельность ради Бога освобождает нас и приближает к Богу, а деятельность ради корыстных мотивов делает нас рабами этого мира. Другой альтернативы для человека нет. Конечно, карма бывает благочестивая и неблагочестивая, но даже ради получения плодов благочестивой кармы нам вновь придется воплощаться в материальном теле, вновь учиться ходить и говорить, вновь совершать это сизифов труд, чтобы в конце оставить очередное тело и начать все сначала. Чтобы выбраться из этой бесконечной круговерти, человеку и дан процесс связи с Богом – религия, йога, жертвоприношение. Все эти три слова – синонимы. Они лишь подчеркивают разные аспекты одного процесса.

” В начале творения Господь создал первые поколения людей и полубогов, дал им процесс жертвоприношения и благословил их, сказав: “Будьте счастливы этим жертвоприношением, ибо его совершение дарует вам все для счастливой жизни и достижения освобождения” (Бхагавад-гита, 3.10).
Обычно люди строят свое счастье на костях других, и потому они попадают в круговорот кармы, где сами теперь вынуждены переживать ту боль, которую причинили другим. Так их “счастье” стоит им свободы. Но прикладная духовная технология в форме карма-йоги или деятельность с посвящением ее плодов Богу приносит человеку глубокое внутреннее счастье (т.к. в этот момент душа соприкасается с Высшей Душой) и открывает перед человеком врата освобождения. Этот тип деятельности является совершенным, т.к. дает высшее счастье и одновременно освобождает человека. Поэтому в Бхагавад-гите (2.50) сказано: “Человек, занятый преданным служением Господу, освобождается даже в этой жизни от кармическох последствий, как хороших, так и плохих. Поэтому стремись к йоге, ибо в ней заключено все искусство деятельности”. Все великие произведения музыки, живописи, литературы, архитектуры рождены по признанию самих авторов по вдохновению свыше, т.е в процессе этой самой йоги – контакта индивидуального сознания души со Сверхсознанием Бога. Эти откровения свыше нисходят лишь на тех, кто своим сознанием устремляется в высшие духовные сферы.
Необходимо понять, что мы живем в системе, по которой циркулирует энергия жизни. Так работает любая органическая и механическая система. Изначальная реальность – духовный мир живет на чистой энергии любви. Она исходит от Бога, подхватывается чистыми душами и возвращается Ему в форме любовного служения, обогащенного личными эмоциями души. В низшем, матери- альном мире, эта же божественная энергия любви используется эгоистичными существами не в с

Изначально статья была размещена здесь: http://nimai.ru/philosophy/znanie/403